"Тогда… могучий Пандава… совершил… высочайший обряд очищения и начал показывать небесное оружие, которое вручили ему боги… Сияющий Каунтея мощными руками пустил в ход одно за другим всё чудесное оружие. Едва он привел в действие оружие небес, Земля подалась под его ногами и задрожала вместе с деревьями, взволновались реки и великий хранитель вод [океан], раскололись скалы. Не дул больше ветер, померкло [светило], льющее тысячи лучей, погас огонь... Обитатели земных недр в страхе выбрались наружу и окружили Пандаву… Опалённые [огнем небесного] оружия, смиренно сложив ладони и прикрывая лица, они, дрожа, молили [о пощаде]".
"Махабхарата".
Во многих древнеиндийских текстах говорится об использовании летательных аппаратов в военных целях. Пожалуй, самыми значимыми в этом отношении являются "Махабхарата", "Рамаяна", "Бхагавата-пурана" и "Сканда-пурана". Читая эти древние рукописи, созданные во III-II тыс. до н. э. - X в. н. э., невольно погружаешься в мир жестоких войн, которые вели друг с другом полубоги, люди и различные мифические существа (и здесь) - наги, ракшасы, рудры, якши, дайтьи, данавы, гандхарвы - иными словами, нелюди. Самое интересное, что сражались они не мечами и луками со стрелами, а применяли некое страшное по разрушительной силе и последствиям оружие, которое сотрясало весь мир, уничтожало целые города и делало большие территории непригодными для жизни в течение длительного времени. Описания некоторых сцен этих битв подобны эпизодам из фильмов о звёздных войнах. И это заставляет всерьёз задуматься: откуда такие знания у людей, обитавших за пять тысяч лет до нашего времени и не имевших, с нашей точки зрения, ни малейшего представления о машинах и механизмах, сделанных из металла?
Возможно, это отголосок реальных событий, происходивших много тысячелетий назад и отражённых в столь же древних преданиях. По крайней мере, такое предположение выглядит не столь невероятным, чем если бы относить легенды о сверхоружии к одной лишь дикарской фантазии первобытных авторов.
Особенно много упоминаний о страшном и разрушительном оружии содержится в "Махабхарате". И это неудивительно, ведь объём этого эпоса - 18 книг, повествующих о битве двух родов - Пандавов и Кауравов - и их союзников за мировое господство:
"Вимана приблизилась к Земле с немыслимой скоростью и выпустила множество стрел, сверкающих как золото, тысячи молний ... Грохот, изданный ими, был подобен грому от тысячи барабанов... За этим последовали яростные взрывы и сотни огненных вихрей…";
"Сжигаемый жаром оружия, мир шатался, как в лихорадке. Слоны загорались от жара и дико носились туда и сюда в поисках защиты от ужасной силы. Вода стала горячей, звери погибали, враг был скошен, а неистовство огня валило деревья рядами. … Тысячи колесниц были уничтожены, потом глубокая тишина опустилась на море. Начали дуть ветры, и Земля осветилась. Трупы погибших были изувечены ужасным зноем так, что они больше не походили на людей".
Оружие, описанное в "Махабхарате", удивительно напоминает ядерное. Оно называется "головой (палкой) Брахмы" или "пламенем Индры": "громадное и извергающее потоки пламени", "несущееся с бешеной скоростью, окутанное молниями", "взрыв от него был ярок, как 10 тысяч солнц в зените", "пламя, лишенное дыма, расходилось во все стороны".
"Предназначенное для умерщвления всего народа", оно обращало людей в прах, у уцелевших же выпадали ногти и волосы. Даже пища приходила в негодность. Это оружие поражало целые страны и народы на протяжении нескольких поколений:
"Удар молнии, как гигантский посланец смерти, сжег людей. Те, которые бросились в реку, смогли выжить, но потеряли волосы и ногти…"; "…несколько лет после этого Солнце, звёзды и небо скрыты облаками и непогодой".
Говорят, что профессор Дж. Роберт Оппенгеймер (США) во время испытаний разработанной им атомной бомбы, вспоминал отрывок из "Махабхараты" о "тысячах солнц".
У сверхоружия в индийском эпосе много названий, но всем его разновидностям была свойственна воистину невообразимая разрушительная мощь. Сверхоружие могло парализовать или вызвать панику у целых армий, могло "сжечь весь этот мир преходящий".
Кроме "ярких ракет", в "Махабхарате" описывается и другое смертоносное оружие - "дротик Индры":
"Могучим усилием воли он (Карна ) овладел собой и вызвал явление "оружия Брахмы". Тогда Арджуна призвал заклятиями "оружие Индры".
Дротиком Индры оперировали при помощи круглого отражателя. При включении он давал луч света, который наводился на любую цель, ориентируясь по звуку, а когда он был сфокусирован на ней, незамедлительно "пожирал её своей силой". С помощью такого сверх-оружия Кришна поразил виману своего врага демона (данава) Шалвы - "воздушный город Саубху".
И многие другие виды страшного оружия описываются в "Махабхарате" вполне реалистично:
"Увидев это, Карна магией "оружия Брахмы" вновь осыпал Завоевателя богатств (стрелами)… Но отбив его оружие своим, опять принялся разить его Пандава. И послал тут Каунтея в Карну любимейшее своё оружие, "оружие Джатаведаса", и воспылало оно ярким пламенем!";
"Тогда, на погибель Карне, Партха, сын Панду, поспешно извлек из колчана "оружие Анджалика", подобное ваджре Махендры и жезлу Анналы (Бога огня), поистине - словно наилучший из лучей Тысячелучистого, поражающее самые средоточия жизни… схожее с Солнцем и Вайшванарой [Богом огня Агни], разлучающее с жизнью людей, коней и слонов, шестикрылое, длиной в три локтя, грозностремительное, неотвратимое, пламенной мощью своей равное ашани Тысячеокого, неотразимое как кровожадный демон, подобное Пинаке и диску Нараяны, внушающее страх, гибельное для всего живого".
Но, пожалуй, самое мощное оружие было применено против Вриш и Андхаков . Гуркха, летя на своей быстрой вимане, бросил на их город, расположенный за тройной стеной, "единственный снаряд, заряженный всей силой Вселенной. Раскалённая колонна дыма и огня, яркая, как 10 тысяч солнц, поднялась во всём своём великолепии. Это было неизвестное оружие, Железный Удар Молнии, гигантский посланец смерти, который превратил в пепел всю расу Вриши и Андхаков".
Логическим продолжением этого события мог бы быть эпизод из "Махабхараты", повествующий о смерти Карны от "оружия Анджалика":
"Раскололся небосвод, возопила Земля, внезапно повеяли свирепые ветры, стороны света задымились и заревели, многие горы с рощами на них заколебались, сонмы живых существ вдруг испытали небывалую муку,… всё небо объял мрак, Земля сотрясалась, падали с неба пламенно - алеющие кометы".
Многие виды описанного в "Махабхарате" "небесного оружия" были способны вызывать грандиозные атмосферные и геологические катаклизмы: огромные водяные валы, наводнения, ураганные ветры, грозы, смерчи, землетрясения, погружение земли во мрак или, наоборот, его рассеивание. Так, например, "когда было вызвано "оружие Нараяны", стал дуть сильный ветер и раздались удары грома, хотя небо было безоблачно. Также задрожала Земля, и разбушевался океан. Вершины гор стали раскалываться, страны света застилала темнота, и солнце сделалось тусклым".
Когда же Арджуна применил "оружие Джатаведаса" и оно воспылало ярким пламенем, "Карна, укротив то пламя "оружием Варуны", затем с помощью (сотворенных им) облаков окутал все стороны света мраком, как будто был ненастный день! Но не смутился доблестный сын Панду, применил "оружие Ваю" и на глазах у Радхея развеял все те облака!".
В "Махабхарате" неоднократно упоминаются и такие, на первый взгляд, невероятные виды оружия, как оружие воздушного потока - "вайявьяастра", огненное оружие "шатагхни" ("сто убийц") и "агниастра" - оружие, сознательно управляющее ударами молний.
Удивительными и почти фантастическими даже для жителей XXI века являются многие эпизоды из "Махабхараты", повествующие о том, как сын бога Индры Арджуна боролся с демонами - дайтьями и данавами.
В одном из них, изложенном в третьей книге "Махабхараты" - "Араньякапарве", Аржуна прибыл в город богов Амаравати, чтобы заполучить божественное оружие у "небесных" жителей - адитьев - и научиться им пользоваться. Там предводитель адитьев Индра попросил Арджуну уничтожить армию демонов - ниватакавачей численностью триста миллионов, укрывшуюся в крепостях на дне океана. Индра передал Аржуне летающую колесницу, возницей которой был гандхарв Матали.
Эта колесница была способна летать по воздуху, плавать и погружаться под воду. Арджуна прилетел на ней в город дайтьев и данавов, расположенный на противоположной от Амаравати стороне великого океана. Он дунул в подаренную ему "небожителями" раковину Девадатту. Звук от неё "заполнил собою весь небосвод и породил эхо" - такое сильное, что на поверхность океана всплыли сотни тысяч мёртвых рыб.
После этого произошла великая битва Арджуны с ниватакавачами или "демонами в неуязвимых панцирях". Арджуна применил оружие Брахмы и с его помощью "быстро разил врагов сотнями и тысячами". Затем он пустил в ход любимое оружие Индры - ярко-пламенную "Мадхаву", в результате чего "сотни демонов "в неуязвимых панцирях" лежали с развороченными внутренностями".
Понесшие ощутимые потери, но не побежденные, демоны, с помощью какого-то непостижимого для нас оружия, устроили потоп: "ливень окутал и небо, и землю, он хлестал непрерывно". Тогда Арджуна прибегнул к грозно пылающему "оружию Вишошана" и с его помощью высушил всю воду.
В ответ ниватакавачи применили оружие, исторгающее пламя и погружающее Землю во мрак: "могучей, наводящей ужас лавиной хлынуло грозное оружие, исторгая пламя, ветер и камни… вдруг страшная глубокая тьма разлилась вокруг".
Тогда Арджуна прибегнул к "оружию Гандива" и развеял жуткую, мрачную тьму.
Во время битвы "стало светло, затем опять (свет) поглотила тьма, мир стал невидим, а потом погрузился в воду".
Демоны устроили землетрясение, и с неба полетели огромные камни. Наконец, Арджуна применил "оружие Ваджры" и "демоны в "неуязвимых" панцирях" были окончательно разбиты.
В другом эпизоде из той же книги "Махабхараты" рассказывается о том, как Арджуна вернулся на небеса на своей летающей колеснице-амфибии и обнаружил летящий в космосе город:
"На обратном пути я увидел другой огромный и удивительный город, способный перемещаться куда угодно. Он сиял, как огонь или солнце".
Арджуна спросил о нём Матали. И вот что поведал ему многоопытный гандхарв:
"Брахма… создал для сыновей Калаки этот дивный… сверкающий город… Он способен передвигаться по небу… В этом… плывущем по воздуху [городе]… живут данавы - пауломы и калакеи. Этот великий город зовется Хираньяпура".
Брахма сделал летающий город неуязвимым для различных могущественных сообществ Вселенной. Однако он предупредил, что его может успешно атаковать человек. Таким полубогом - получеловеком как раз и являлся Арджуна (его отцом был бог Индра, а матерью - земная женщина).
Матали доставил Арджуну в небесной колеснице к Хираньяпуре. Увидев его, данавы стали вылетать оттуда на своих небесных колесницах. Тогда Арджуна "мощной лавиной оружия… перекрыл этот грозный поток. Он наводил на них трепет, бороздя колесницею поле битвы, и… данавы стали разить друг друга".
Подвергшись мощной атаке со стороны Арджуны, данавы (дайтьи) подняли свой летающий город в воздух. Тогда Арджуна "мощным ливнем стрел… преградил дайтьям путь и попытался задержать их движение. Благодаря полученному [от Брахмы] дару дайтьи направляли, куда им хотелось, этот небесный, плывущий по воздуху, дивно сверкающий город, движущийся по их желанию: он то уходил под землю, то вновь поднимался ввысь, то стремительно двигался в сторону, то погружался в воду".
Между Арджуной и данавами (дайтьями) произошло кровопролитное сражение. Вот что повествует о нем сам Арджуна:
"Различным оружием… пытался я взять этот… город, движущийся по желанию. Я покрыл его вместе с дайтьями сетью стрел из небесного оружия… И тогда под ударами моих метких железных стрел… город демонов, обращенный в руины, упал на землю. Железные стрелы, быстрые, как ваджра, настигали демонов… Затем Матали на колеснице, блеском подобной солнцу, быстро, словно падая, опустился на землю".
Выжившие демоны вновь ринулись в бой на своих летающих колесницах. Всего их насчитывалось около 60 тысяч. И лишь тогда Аржуна применил особо мощное оружие, "которое зовется Раудра и несет смерть любому врагу".
С помощью божественного оружия Арджуна уничтожил всех демонов, за что был назван своим отцом Индрой Величайшим героем.