Малая Сергиево-Посадская судоверфь – 2013 год
Арабская Шебека
(средиземноморский пиратский корабль 17 века)
Для полноты обзора способов постройки моделей можно показать сборку игрушки без кита, т.н. сборку с нуля. Кроме того показать сборку из экзотического материала и с минимальными затратами средств. Совместимо ли это в одном проекте, чего иногда так желают начинающие моделисты?
Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы утвердительно. Мы приступаем к сборке Арабской шебеки 17 в. из сосновой коры с минимальными вложениями средств.
[00000] 1/200 SPSV Арабская шебека 16 – 17 в
Шебека – основной боевой корабль средиземноморских пиратов, предков современных террористов. А одной из предтечь шебек считается «Нинья» Колумба.
Внешне шебеки похожи на галеры, но основным их движителем являются паруса, а не весла и гребцы. Это позволило установить на них больше пушек. Например рассматриваемая нами Арабская шебека вооружена 28 орудиями и это не предел. На галерах устанавливали до 5-8 пушек, поэтому Венецианским галерам не стоило встречаться с пиратскими шебеками, с появлением которых господство Венеции в Средиземном море пошло на убыль.
Пушки на нашей шебеке располагаются 4мя батареями: первая – курсовая, погонная или куршейная для стрельбы вперед по курсу, в ней 4 пушки, но я показал только 2 из-за малого масштаба и носовых декоративных фигур. Две бортовые батареи по 8 орудий и одна кормовая в которой 4 орудия направлены назад по курсу и расположены под кормовой надстройкой, поэтому я их не показываю. Еще 4 орудия располагаются внутри надстройки по 2 на каждый борт, они также не показаны. Т.о. шебека приспособлена вести огонь сразу во всех направлениях, что очень удобно для пиратов. На боевых кораблях регулярных армий пушки располагают в основном по бортам, так удобнее стрелять в строю.
Традиционное парусное вооружение шебеки – косые Латинские паруса на всех трех мачтах. При попутном ветре на фок и иногда на грот мачте паруса меняли на прямые, для достижения большей скорости, а при смене ветра вновь ставили косые латинские паруса. Поэтому можно встретить оба варианта парусного вооружения шебек. Третий вариант – т.н. штормовые паруса. На шебеках как и на галерах при движении в фордевинд (по ветру) можно поставить латинские паруса бабочкой т.е. разными галсами на фок и грот мачтах не меняя их на прямые. Иногда шебеки изображают не с треугольными латинскими, а с люггерными трапециевидными парусами.
Как и галеры, шебеки являлись средиземноморскими судами – при малом водоизмещении и соответственно балласте, они не выдерживали сильных штормов и не выходили в океан.
Косые паруса обеспечивали шебеке большую маневренность, чем у французских фрегатов и корветов, поэтому пираты могли уходить от регулярных войск. Это привело к тому, что Франция в 18 веке начала строить шебеки для борьбы с шебеками и достижения господства в море. Одна из таких шебек – «Ле Регуин» сохранилась до наших дней. С нее сняты чертежи для постройки моделей. Хотя мы делаем не французскую шебеку, тем не менее у нас есть реальный прототип.
Экзотический материал из которого сделана модель шебеки – сосновая кора. Это наш традиционный игрушечный материал, он хорошо имитирует красное дерево. А если его пропитать морилкой то и черное дерево. Кора хорошо режется. В современных городах она не встречается, ее можно заменить бальзовым деревом или пенопластом. (в действительности сосновая кора продается, см. далее) Только следует использовать не рыхлый упаковочный, а более твердый пенопласт, например из потолочных плиток т.н. «потолочку». Более дорогой материал – красное дерево Сапеле.
При большом желании можно вырезать модель из липы и даже из ореха, но для этого потребуются резцы и опыт работы с ними отсутствующие у начинающих. Так же в городе можно купить и сосновую кору, как декоративный материал для ландшафтного дизайна, но измельченную самые крупные фракции №5 нормируются до 10 см. Разумеется, если покупать материал, то в первую очередь стоит рассмотреть сапеле (другие виды красного дерева более твердые и к тому же некоторые хрупкие) или бальзу.
При изготовлении с нуля модели из обычных материалов – пластика, металла, дерева мы должны бы сначала вырезать детали подобные деталям вуденкита, или не на много отличающиеся от них, а затем склеить их так же как и аналогичные детали кита. Т.е. потребовалось бы найти чертежи деталей в трех проекциях и делать по ним детали.
Из экзотических материалов игрушки делают как правило иначе. В данном случае мы вырежем корпус из целого куска материала т.е. используем резьбу по дереву. Т.о. мы получим сразу готовый корпус модели, см. фото. В выбранном масштабе 1:200 мы не сможем выполнить некоторые детали в масштабных размерах т.к. они получатся слишком хрупкими, поэтому часть деталей сделаны больше их масштабных размеров – немного вычурно. Например декоративные элементы корпуса и кольца (рымы) для крепления такелажа. Т.е. я собираю скорее яхту по чертежам шебеки.
Если Вы захотите сделать модель более реалистичной, чем фантастичной, не вырезайте и не устанавливайте эти элементы. К ним относятся: фигурки птиц на носу и корме, лестницы с перилами на юте, декоративные элементы фальшборта юта, декоративные топтимберсы на палубе разделяющие ее на отсеки. Такие изменения только упростят Вам работу!
Наш экзотический материал прежде всего не продается в магазинах, т.е. его нужно где-то взять, этот этап постройки модели - заготовка материала. В РФ сосновую кору можно собрать в лесу на свежей вырубке, ее остается достаточно на пеньках и обламывается при перевозке леса и остается на делянке.
Заготовленный материал взятый из природы нередко не может быть непосредственно использован, его нужно подготовить – очистить, высушить, разрезать или наоборот склеить на заготовки по размерам. Только после этого начнется работа над моделью. Также нужно заметить, что если мы хотим уменьшить затраты средств, то должны затратить больше времени на изготовление и можем получить непредсказуемый результат.
Я в действительности не ставлю задачу минимизации затрат и буду использовать имеющиеся у меня материалы, инструменты и т.п.
Поэтапное изготовление модели шебеки с нуля:
1 этап. Заготовка материала.
1a, Подготовка технической документации проекта: поиск и приобретение фотографий, чертежей, схем, осмотр реального прототипа или его аналогов. Из пластика можно собирать модель по чертежам, т.к. даны готовые детали и результат сборки будет предсказуем. Без набора готовых деталей сборка модели по общим чертежам из интернета может привести к непредсказуемым результатам. Т.е. модель может получиться сколько угодно не похожей на прототип. В данном случае это не настолько важно, настоящую шебеку не видел никто включая капитанов дальнего плавания. Поэтому достаточно воспользоваться фотографиями моделей шебек. Я к тому же видел готовые модели шебек на выставке.
1b, Заготовка материала. Ищем кусок сосновой коры для заготовки размерами 166-51-41 мм. Размеры будущей модели 160-45-35 мм, а с припусками не менее 3 мм по всем краям заготовка должна быть 166-51-41 мм. Также подготавливаем материал для дополнительных деталей – полуюта, украшений, шлюпки и т.п.
Ищем материал для мачт, рю, и т.п. У меня есть обрезки реек из южной (крымской) сосны, бамбуковые палочки для шашлыков (это очень дешевый материал для мачт и реев, на 30 р. можно купить сто штук) и т.п., а также я использую готовые элементы – блоки и специально приобретенные нити для такелажа, трубки для стволов пушек, якоря, материал для пропитки – льняное и / или тунговое масло, натуральный воск, натуральный пихтовый лак и т.п.
Другие дешевые материалы для мачт – каминные спички, при покупке убедитесь, что они в хорошем состоянии(!) или деревянная линейка, ее можно распустить острым ножом на рейки, (а также буковые лопатки для сковородок и т.п.)
При необходимости сушим заготовки.
Заготовка сосновой коры. В ней бывают изьяны, на их место можно наклеить куски коры без изьянов. Эта процедура нужна из-за того, что в природе редко встречается кусок коры из которого можно легко вырезать болванку будущей модели с припусками на чистовую обработку. На фото выше видны две заготовки, первая будет использована для вырезания брига в масштабе 1:200, вторая – нашей шебеки. У первой вырезан изьян в носовой части – вырез в виде буквы «V» и рядом заплатка для него. У второй – в кормовой части видны и вырез и заплатка.
Для получения из заготовки, которая выше, болванки которую мы видим ниже, к ней нужно дополнительно приклеить заготовку полуюта.
2 этап. Подготовка.
2a Готовим чертежи общего вида в выбранном масштабе, печатаем на принтере и наклеиваем их на картон. Вырезаем из него лекала. Сейчас нам потребуются лекала общего вида – сверху, сбоку, мидель, наиболее крупные элементы изготавливаемые отдельно.
2b Склеиваем болванку и придаем ей внешнюю форму с припуском до 2 мм для резьбы и шлифовки. На болванке нужно отобразить погибь – прогиб палубы, форштевнь, киль и ют – поднятую над водой корму.
При необходимости сушим
Далее мы будем вырезать модель по лекалам, см. фото. Для этого напечатаем чертежи в масштабе модели (в натуральную величину модели), наклеим их на картон и вырежем лекала для всех проекций модели. Далее нам потребуются более детальные лекала. Не забываем также вырезать заготовки отдельных деталей – шлюпки, камбуза, декора и т.п.
3 этап. Вырезаем корпус модели.
3a Делаем детальные лекала палуб с указанием всех требуемых элементов, в т.ч. пушек, мест установки мачт и лекала шпангоутов, но их нужно сделать наоборот, вырезая внутренние части.
Делаем эскизы отдельных деталей и украшений и начинаем их изготовление
3b Строгаем корпус по лекалам с припуском 1 мм на окончательную обработку. Здесь
обязательно проверяем соответствие правых и левых сторон! Соответствие сторон необходимо проверять, т.к. при резьбе резец мы держим одной рукой, не важно правой или левой при обработке разных сторон модели. Поэтому разные стороны режутся в разных направлениях и ориентациях волокон, что может создавать значительные погрешности углов и полноты дуг округлых элементов. Их нужно вовремя замечать и устранять. Такие же погрешности возможны при шлифовке шкуркой. Проверка осуществляется лекалами. Следим также и за равенством припусков.
Шлифуем и проверяем соответствие правых и левых сторон. Материал очень мягкий, пользуемся шкурками 240 – 600 д.п.и.
Режем палубы по индикаторам глубины с допуском в 1 мм. Резьба по индикаторам нужна т.к. палуба окружена фальшбортом со всех сторон и если по краям мы можем замерить ее глубину по высоте фальшборта, то ближе к центру замерить глубину нечем. Поэтому можно оставить полоски или стойки и измерять их высоту. Перед шлифовкой палубы лишние индикаторы нужно срезать.
На фото палуба вырезана в глубину, здесь же видны заготовки мачт из реек 3 – 3 мм.
Режем борт и фальшборт снаружи. При этом вырезаем все элементы которые собираемся показать – элементы бушприта, форштевнь, бархоут, фальшборт, ахтерштевнь и форму кормы, полуют, сетку юта и т.п., см. фото ниже.
Шлифуем снаружи надфилем, затем наждачной бумагой 240.
(продолжение следует, статья длинная) Elleanelle@mail.ru
Отредактировано Elleanelle (2014-03-17 14:49:31)