ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Досуг, хобби » Арабская Шебека


Арабская Шебека

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Малая Сергиево-Посадская судоверфь – 2013 год

Арабская Шебека

(средиземноморский пиратский корабль 17 века)

Для полноты обзора способов постройки моделей можно показать сборку игрушки без кита, т.н. сборку с нуля. Кроме того показать сборку из экзотического материала и с минимальными затратами средств. Совместимо ли это в одном проекте, чего иногда так желают начинающие моделисты?

Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы утвердительно. Мы приступаем к сборке Арабской шебеки 17 в. из сосновой коры с минимальными вложениями средств.
http://s9.uploads.ru/tP4W0.jpg

[00000]  1/200   SPSV Арабская шебека 16 – 17 в

Шебека – основной боевой корабль средиземноморских пиратов, предков современных террористов. А одной из предтечь шебек считается «Нинья» Колумба.
Внешне шебеки похожи на галеры, но основным их движителем являются паруса, а не весла и гребцы. Это позволило установить на них больше пушек. Например рассматриваемая нами Арабская шебека вооружена 28 орудиями и это не предел. На галерах устанавливали до 5-8 пушек, поэтому Венецианским галерам не стоило встречаться с пиратскими шебеками, с появлением которых господство Венеции в Средиземном море пошло на убыль.

Пушки на нашей шебеке располагаются 4мя батареями: первая –  курсовая, погонная или куршейная для стрельбы вперед по курсу, в ней 4 пушки, но я показал только 2 из-за малого масштаба и носовых декоративных фигур. Две бортовые батареи по 8 орудий и одна кормовая в которой 4 орудия направлены назад по курсу и расположены под кормовой надстройкой, поэтому я их не показываю. Еще 4 орудия располагаются внутри надстройки по 2 на каждый борт, они также не показаны. Т.о. шебека приспособлена вести огонь сразу во всех направлениях, что очень удобно для пиратов. На боевых кораблях регулярных армий пушки располагают в основном по бортам, так удобнее стрелять в строю.

Традиционное парусное вооружение шебеки – косые Латинские паруса на всех трех  мачтах. При попутном ветре на фок и иногда на грот мачте паруса меняли на прямые, для достижения большей скорости, а при смене ветра вновь ставили косые латинские паруса. Поэтому можно встретить оба варианта парусного вооружения шебек. Третий вариант – т.н. штормовые паруса. На шебеках как и на галерах при движении в фордевинд (по ветру) можно поставить латинские паруса бабочкой т.е. разными галсами на фок и грот мачтах  не меняя их на прямые. Иногда шебеки изображают не с треугольными латинскими, а с люггерными трапециевидными парусами.

Как и галеры, шебеки являлись средиземноморскими судами – при малом водоизмещении и соответственно балласте, они не выдерживали сильных штормов и не выходили в океан.
Косые паруса обеспечивали шебеке большую маневренность, чем у французских фрегатов и корветов, поэтому пираты могли уходить от регулярных войск. Это привело к тому, что Франция в 18 веке начала строить шебеки для борьбы с шебеками и достижения господства в море. Одна из таких шебек – «Ле Регуин» сохранилась до наших дней. С нее сняты чертежи для постройки моделей. Хотя мы делаем не французскую шебеку, тем не менее у нас есть реальный прототип.

Экзотический материал из которого сделана модель шебеки – сосновая кора. Это наш традиционный игрушечный материал, он хорошо имитирует красное дерево. А если его пропитать морилкой то и черное дерево. Кора хорошо режется. В современных городах она не встречается, ее можно заменить бальзовым деревом или пенопластом. (в действительности сосновая кора продается, см. далее) Только следует использовать не рыхлый упаковочный, а более твердый пенопласт, например из потолочных плиток т.н. «потолочку». Более дорогой материал – красное дерево Сапеле.
При большом желании можно вырезать модель из липы и даже из ореха, но для этого потребуются резцы и опыт работы с ними отсутствующие у начинающих. Так же в городе можно купить и сосновую кору, как декоративный материал для ландшафтного дизайна, но измельченную самые крупные фракции №5 нормируются до 10 см. Разумеется, если покупать материал, то в первую очередь стоит рассмотреть сапеле (другие виды красного дерева более твердые и к тому же некоторые хрупкие) или бальзу.

При изготовлении с нуля модели из обычных материалов – пластика, металла, дерева мы должны бы сначала вырезать детали подобные деталям вуденкита, или не на много отличающиеся от них, а затем склеить их так же как и аналогичные детали кита. Т.е. потребовалось бы найти чертежи деталей в трех проекциях и делать по ним детали.

Из экзотических материалов игрушки делают как правило иначе. В данном случае мы вырежем корпус из целого куска материала т.е. используем резьбу по дереву. Т.о. мы получим сразу готовый корпус модели, см. фото. В выбранном масштабе 1:200 мы не сможем выполнить некоторые детали в масштабных размерах т.к. они получатся слишком хрупкими, поэтому часть деталей сделаны больше их масштабных размеров – немного вычурно. Например декоративные элементы корпуса и кольца (рымы) для крепления такелажа. Т.е. я собираю скорее яхту по чертежам шебеки.

Если Вы захотите сделать модель более реалистичной, чем фантастичной, не вырезайте и не устанавливайте эти элементы. К ним относятся: фигурки птиц на носу и корме, лестницы с перилами на юте, декоративные элементы фальшборта юта, декоративные топтимберсы на палубе разделяющие ее на отсеки. Такие изменения только упростят Вам работу!

Наш экзотический материал прежде всего не продается в магазинах, т.е. его нужно где-то взять, этот этап постройки модели - заготовка материала. В РФ сосновую кору можно собрать в лесу на свежей вырубке, ее остается достаточно на пеньках и обламывается при перевозке леса и остается на делянке.
Заготовленный материал взятый из природы нередко не может быть непосредственно использован, его нужно подготовить – очистить, высушить, разрезать или наоборот склеить на заготовки по размерам. Только после этого начнется работа над моделью. Также нужно заметить, что если мы хотим уменьшить затраты средств, то должны затратить больше времени на изготовление и можем получить непредсказуемый результат.
Я в действительности не ставлю задачу минимизации затрат и буду использовать имеющиеся у меня материалы, инструменты и т.п.

Поэтапное изготовление модели шебеки с нуля:

1 этап. Заготовка материала.

1a, Подготовка технической документации проекта: поиск и приобретение фотографий, чертежей, схем, осмотр реального прототипа или его аналогов. Из пластика можно собирать модель по чертежам, т.к. даны готовые детали и результат сборки будет предсказуем. Без набора готовых деталей сборка модели по общим чертежам из интернета может привести к непредсказуемым результатам. Т.е. модель может получиться сколько угодно не похожей на прототип. В данном случае это не настолько важно, настоящую шебеку не видел никто включая капитанов дальнего плавания. Поэтому достаточно воспользоваться фотографиями моделей шебек. Я к тому же видел готовые модели шебек на выставке.

1b, Заготовка материала. Ищем кусок сосновой коры для заготовки размерами 166-51-41 мм. Размеры будущей модели 160-45-35 мм, а с припусками не менее 3 мм по всем краям заготовка должна быть 166-51-41 мм. Также подготавливаем материал для дополнительных деталей – полуюта, украшений, шлюпки и т.п.
Ищем материал для мачт, рю, и т.п. У меня есть обрезки реек из южной (крымской) сосны, бамбуковые палочки для шашлыков (это очень дешевый материал для мачт и реев, на 30 р. можно купить сто штук) и т.п., а также я использую готовые элементы – блоки и специально приобретенные нити для такелажа, трубки для стволов пушек, якоря, материал для пропитки – льняное и / или тунговое масло, натуральный воск, натуральный пихтовый лак и т.п.

Другие дешевые материалы для мачт – каминные спички, при покупке убедитесь, что они в хорошем состоянии(!) или деревянная линейка, ее можно распустить острым ножом на рейки, (а также буковые лопатки для сковородок и т.п.)

При необходимости сушим заготовки.

http://s9.uploads.ru/OWMmt.jpg
http://s8.uploads.ru/s95Cq.jpg

Заготовка сосновой коры. В ней бывают изьяны, на их место можно наклеить куски коры без изьянов. Эта процедура нужна из-за того, что в природе редко встречается кусок коры из которого можно легко вырезать болванку будущей модели с припусками на чистовую обработку. На фото выше видны две заготовки, первая будет использована для вырезания брига в масштабе 1:200, вторая – нашей шебеки. У первой вырезан изьян в носовой части – вырез в виде буквы «V» и рядом заплатка для него. У второй – в кормовой части видны и вырез и заплатка.

Для получения из заготовки, которая выше, болванки которую мы видим ниже, к ней нужно дополнительно приклеить заготовку полуюта.

2 этап. Подготовка.

2a Готовим чертежи общего вида в выбранном масштабе, печатаем на принтере и наклеиваем их на картон. Вырезаем из него лекала. Сейчас нам потребуются лекала общего вида – сверху, сбоку, мидель, наиболее крупные элементы изготавливаемые отдельно.

2b Склеиваем болванку и придаем ей внешнюю форму с припуском до 2 мм для резьбы и шлифовки. На болванке нужно отобразить погибь – прогиб палубы, форштевнь, киль и ют – поднятую над водой корму.

При необходимости сушим

http://s8.uploads.ru/5Y4jJ.jpg
http://s9.uploads.ru/7Irbd.jpg

Далее мы будем вырезать модель по лекалам, см. фото. Для этого напечатаем чертежи в масштабе модели (в натуральную величину модели), наклеим их на картон и вырежем лекала для всех проекций модели. Далее нам потребуются более детальные лекала. Не забываем также вырезать заготовки отдельных деталей – шлюпки, камбуза, декора и т.п.

3 этап. Вырезаем корпус модели.

3a Делаем детальные лекала палуб с указанием всех требуемых элементов, в т.ч. пушек, мест установки мачт и лекала шпангоутов, но их нужно сделать наоборот, вырезая внутренние части.
Делаем эскизы отдельных деталей и украшений и начинаем их изготовление

3b Строгаем корпус по лекалам с припуском 1 мм на окончательную обработку. Здесь
обязательно проверяем соответствие правых и левых сторон! Соответствие сторон необходимо проверять, т.к. при резьбе резец мы держим одной рукой, не важно правой или левой при обработке разных сторон модели. Поэтому разные стороны режутся в разных направлениях и ориентациях волокон, что может создавать значительные погрешности углов и полноты дуг округлых элементов. Их нужно вовремя замечать и устранять. Такие же погрешности возможны при шлифовке шкуркой. Проверка осуществляется лекалами. Следим также и за равенством припусков.

Шлифуем и проверяем соответствие правых и левых сторон. Материал очень мягкий, пользуемся шкурками 240 – 600 д.п.и.

Режем палубы по индикаторам глубины с допуском в 1 мм. Резьба по индикаторам нужна т.к. палуба окружена фальшбортом со всех сторон и если по краям мы можем замерить ее глубину по высоте фальшборта, то ближе к центру замерить глубину нечем. Поэтому можно оставить полоски или стойки и измерять их высоту. Перед шлифовкой палубы лишние индикаторы нужно срезать.
http://s8.uploads.ru/0LCAO.jpg
http://s9.uploads.ru/YpQyX.jpg
На фото палуба вырезана в глубину, здесь же видны заготовки мачт из реек 3 – 3 мм.
Режем борт и фальшборт снаружи. При этом вырезаем все элементы которые собираемся показать – элементы бушприта, форштевнь, бархоут, фальшборт, ахтерштевнь и форму кормы, полуют, сетку юта и т.п., см. фото ниже.

Шлифуем снаружи надфилем, затем наждачной бумагой 240.

(продолжение следует, статья длинная)   Elleanelle@mail.ru

Отредактировано Elleanelle (2014-03-17 14:49:31)

+3

2

http://s8.uploads.ru/6D4hI.jpg
http://s9.uploads.ru/9CROs.jpg
Теперь детально режем и шлифуем палубу, полубак и полуют изнутри и устанавливаем одинаковую (или разную) толщину стенок фальшборта – у меня 2 мм. Эта толщина не масштабная, в масштабе кора не обеспечивает прочности. Показываем лестницы, проходы, батарейные подмостки на палубе, убираем ненужные части топтимберсов.

В зависимости от качества исходного материала, при резьбе могут отслаиваться, откалываться или выкрашиваться кусочки материала. Их нужно сразу же приклеить на место клеем ПВА и подождать высыхания не менее часа прежде чем продолжить резьбу. Пересохшая кора не режется, она отслаивается пластинками.

Прорезаем пушечные порты по лекалам и не удивляемся тому, что высота фальшборта над портами кажется разной – это результат погиби и не вертикальности фальшборта..
Сверлим отверстия для бушприта, мачт, битенгов, помп, стоек нагельных планок.

http://s8.uploads.ru/DI3mV.jpg
http://s8.uploads.ru/XAocC.jpg

4 этап. Изготовление деталей.

4a Делаем заготовки деталей, декора, мачт, бушприта, рю. Изготовляем заготовки пушек, шлюпки.

4b Вырезаем детали палубы, декор и устанавливаем их. На фото выше на конце самой длинной рейки можно заметить вырезанную голову экзотического животного венчающую будущий бушприт, а ниже он уже установлен. На той же фотке вырезаны фигурки птиц для бака – бОльшая и для юта – меньшая. Далее их нужно разрезать вдоль и приклеить на место клювами внутрь, см. фото ниже.
Камбуз – прямоугольный кусок коры 12 – 9 – 7 мм. Крыша скруглена на боковых сторонах показаны подробности конструкции – двери. Перед грот-мачтой приклеен одной деталью световой люк с отверстиями имитирующими сетку и брашпиль. На корме видно кормовое украшение и сетка юта. И т.п.

Сетки сделаны сверлом  1 мм  обязательно(!!) по лекалам. Пожалуйста, не пытайтесь ровно высверлить руками ни 12 отверстий сетки люка, ни 36 отверстий сетки юта. Результат Вас разочарует. В более плотных материалах это делается при помощи матрицы и пуансона, т.е. маски. В нашем случае можно сделать маску из плотного картона, наклеить на нее принт размеченных отверстий и просверлить их. Если результат в картоне будет удовлетворительным, маску нужно плотно вставить в деталь – ют, люк или приклеить ее. После этого можно сверлить отверстия через маску и убрать ее.

При резьбе малых деталей сосновую кору можно и иногда нужно закреплять, пропитывая ее предварительно небольшими порциями разбавленного пиненом натурального лака.
Ниже показаны фото с установленными деталями.

http://s9.uploads.ru/xg34m.jpg
4c Изготавливаем пушки и устанавливаем их до установки мачт. На фото в центре – самая маленькая из пушек имеющихся в продаже – масштаб 1:72, наши пушки значительно меньше. Выше нее две погонные пушки, их стволы сделаны из латунных сопел разовых зажигалок. Стволы бортовых пушек еще меньше, они сделаны из латунных трубок продающихся в рыболовных магазинах. Размеры ствола 10 – 1,2 мм и диаметр отверстия 0,8 мм. Для большей копийности на их казенные части надеты половинки таких же трубок с внутренним диаметром 1,2 мм. Стволы вклеены в паз вверху корпуса пушек.
Корпуса пушек из сосновой коры размерами 7 – 4 – 3 мм. Колеса пушек сделаны из круглой рейки 1,2 мм и приклеены в пазы снизу корпуса

4d Вырезаем и оснащаем бушприт, мачты, помпы и устанавливаем их. Устанавливаем кольца для крепления такелажа. Мачты устанавливаются в последнюю очередь!

http://s9.uploads.ru/mjxXb.jpg
http://s8.uploads.ru/10GMH.jpg
http://s8.uploads.ru/BwJAn.jpg
(продолжение следует, статья длинная)   Elleanelle@mail.ru

Отредактировано Elleanelle (2014-03-18 10:32:27)

+1

3

5 этап. Покрываем маслом / воском / лаком полностью собранную модель.

Плавающие модели из сосновой коры следует пропитывать маслом и/ или воском,  т.к. сосновая кора хорошо впитывает воду и при этом сильно расширяется, т.е. без пропитки модель сразу же покоробится и ее будет трудно восстановить.
Декоративную / стендовую модель из сосновой коры проще и быстрее покрыть лаком.

Как мы увидим, пропитка сосновой коры маслом или олифой сильно темнит ее поверхность, создает вид т.н. «мокрой» древесины, см. фото в конце раздела. Поэтому, если нужно оставить изделие светлым (как на первом фото этого раздела) раньше я  пользовался нитролаком, сейчас лучше воспользоваться модельным акриловым лаком. Предварительно следует поэкспериментировать с кусочком коры.

Модель шебеки предполагается декоративной, и я покрывал палубу тунговым маслом, а корпус снаружи натуральным воском скорее для эксперимента по использованию традиционных покрытий.
Перед пропиткой маслом или воском нужно приклеить все детали.
В действительности здесь поступают немного иначе. Восковое покрытие требует для нанесения ровных поверхностей без деталей, а у нас на палубе их почти нет, при нанесении воск будет быстро застывать и скапливаться в углах отверстиях и т.п. Поэтому как раз полностью собранные модели воском не покрывают. Палубы оставляют свободными, а все детали – пушки, кольца, мачты и т.п. позже приклеивают на штифтах, т.е. не к поверхности палубы покрытой воском, а вглубь. В нашем масштабе сделать это сложно и не нужно, достаточно покрыть палубы с установленными деталями маслом.
http://s9.uploads.ru/nEoM9.jpg
Перед покрытием маслом или воском модели из сосновой коры или бальзы желательно пропитать ее слабые места разбавленным натуральным (художественным) лаком – пихтовым или другим, для их упрочнения. К ним относятся тонкие места резьбы и точечные места склеивания и т.п. И дать высохнуть двое суток. На поверхности лака не должно оставаться.

Для покрытия маслом нужно обязательно нагреть масло и модель и обильно смочить разогретым маслом все поверхности с помощью жесткой кисти (синтетика, щетина №2-5). Подождать 5 – 10 минут и повторить смачивание там, где масло успело впитаться. Через час промокнуть излишки масла салфеткой. Модель оставить в теплом месте на сутки. Я разогреваю масло, воск, модель и т.п. на обычном масляном радиаторе или на горячей батарее отопления. Для улучшения свойств масла, как тунгового, так и других, в т.ч. при приготовлении воска как указано ниже, добавляю к нему 5% натурального эфирного масла пихты или ели (можно также кедр, можжевельник и др. по вкусу).

Категорически не рекомендуется использовать для разогревания газовые или электрические плиты! Все используемые материалы горючи, а Ваша кухня и руки значительно дороже модели!

Через двое суток можно отшлифовать поверхность наждачной бумагой 400 – 600 д.п.и в тех местах, где это необходимо. Обязательно очистить поверхность пиненом или скипидаром и повторить пропитку.
После двух пропиток поверхность может выглядеть грязной из-за ворса и из-за пористости коры. Далее поры нужно заполнить маслом используя ч/б тампон на палочке (не ватный!!), который может проникать в уголки палубы.

Внешнюю поверхность корпуса можно покрыть натуральным воском. Воск твердый, он быстро кристаллизуется при остывании и при нанесении может повредить сравнительно мягкую поверхность сосновой коры или бальзы. Поэтому его нужно разбавить пополам с художественным (рафинированным) льняным маслом для достижения мягкости, вязкости. Масло нужно нагреть и распустить в нем мелко порезанный воск до однородной консистенции.
Пропитка воском осуществляется также как и маслом, но вместо кисти используем небольшой хлопковый тампон. Сушка каждого слоя не менее 5 дней в теплом месте. Пропитка осуществляется либо после пропитки двумя слоями масла как и написано выше, либо одновременно – внутри маслом а снаружи воском.
Мачты и другие детали пропитываются вместе с палубами.

http://s8.uploads.ru/SWABx.jpg
Так выглядит модель после пропитки воском.

Корпус из бальзы можно обрабатывать так же как и из сосновой коры, дополнительно можно тонировать морилками (впрочем кору тоже можно тонировать). А корпус из пенопласта – только акриловыми красками, лаками, шпатлевками. Т.к. и алкидные и нитролаки / краски растворяют и коробят пенопласт. Но пенопластовые корпуса могут быть не выразительны если их не красить.

6 этап. Установка такелажа. Изготовление парусов.

6a Изготовление и установка стоячего такелажа, т.е. крепление мачт тросами.

Схемы такелажа можно получить из доступных в Интернете чертежей шебек. Ниже я привожу непосредственно такой фрагмент чертежа парусного вооружения испанской шебеки. Чертеж парусов арабской шебеки такой же, только он на нескольких листах и мне лень было их склеивать в MS Visio или Photoshop-e, а потом уменьшать до нужного размера.

http://s9.uploads.ru/BOt7a.jpg
В масштабе 1:200 мы будем выполнять рангоут упрощенно, и я не привожу здесь схемы крепления такелажа. Его общая схема показана на чертеже, а если кому-то потребуются более конкретные схемы и пояснения – задавайте вопросы.

К тому же если посмотреть на фото модели, я сделал рю и паруса более круто и выше чем на приведенном чертеже – так они выглядят у Ле-Регуин. Из чертежа следует, что мачты и рю крепятся при помощи боканцев и талей – т.е. тросов с блоками (альтернативный талям вариант – ванты с юферсами). К палубе тали крепятся через клеванты – деревянные рейки служащие для быстрой смены такелажа. В масштабе нам их не выполнить, также, как и некоторые другие элементы такелажа.
Мы будем крепить грот-мачту четырьмя талями на двух парах шкентелей. В реале как правило грот-мачта крепилась тремя парами шкентелей или четырьмя вантами или простыми талями, но в нашем масштабе их показать трудно. Потребуются слишком мелкие блоки для талей, которые не продаются и трудоемки при изготовлении. Фок-мачту мы будем крепить одной парой шкентелей (из-за мелкого масштаба) и штагом – его нет на данном чертеже, но есть на Ле-Регуин. Бизань-мачта крепится одной парой, как и на реальных кораблях.

Отредактировано Elleanelle (2014-04-01 12:36:31)

+2

4

Внимание! Я не являюсь знатоком морской терминологии и иногда допускаю ошибки в названиях снастей парусных судов, хотя беру наименования из справочников в т.ч. – Курти и Марквардта!!

Мачты
Длина мачт как правило указывается от шпора /пятки /киля до топа. Здесь я буду указывать длину над палубой, т.к. у нас нет трюма и мачта может не доставать до киля (дна). Длина грот мачты (средней) – 9 см и плюс 1,5 см флагшток, всего 10,5 см.
Диаметр мачт принимают от 1/30 до 1/48 их длины, что составляет примерно 3 мм. У пятки мачты имеют либо 8-гранное либо квадратное сечение, а над палубой оно переходит в круглое, выше диаметр мачты плавно уменьшается до 2,5 мм. А топ вновь квадратный со встроенными топ-блоками, которые мы будем имитировать двумя отверстиями для такелажа диаметром 0,8 мм. Для крепления флагштока нужно просверлить в торце топа грот-мачты отверстие диаметром 1 мм. А размеры флагштока: 1,5 см длина и диаметр 1 мм.

Длина фок-мачты (первой) составляет как правило 0,8 – 0,9 длины грот-мачты или 7,7 см от палубы(!). А длина бизань-мачты 0,6 – 0,7 от грот-мачты или 5,6 см, ее толщина соответственно – 2 мм. Так же размеры этих мачт можно измерить по выполненным в масштабе чертежам, например как выше. Хотя на простых чертежах и размеры и толщина рангоута показываются достаточно условно, для более точного моделирования следует использовать таблицы размеров для конкретного судна, которые можно найти в специальной литературе.
Мачты и шпирон нашей шебеки сделаны из рейки южной /крымской сосны как и мачты настоящих шебек. Для округления рейки и уменьшения ее диаметра я пользуюсь простейшей циклей – обратной стороной использованного сменного лезвия офисного ножа. На лезвии есть и круглое отверстие, позволяющее легко придавать рейкам круглое сечение.

Бушприт, на судах такого типа называемый шпироном, примерно вдвое короче грот-мачты, т.е. 4 – 4,5 см с носовой фигурой. Шпирон у основания имеет сечение 3 х 3 мм, которое далее плавно уменьшается до 2,5 х 2,5 мм. На арабских кораблях не приняты фигуры людей, ангелов и т.п. и на шпироне голова животного, мы ее покажем утолщением и сужением, т.н. «шишечкой».

Рю (латинские реи) грот-мачты состоит из двух штук /половинок 13,5 и 13 см. Диаметр реев как правило 1/96 длины т.е. 1,5 – 2 мм.  Рю сделаны из бамбуковых шампуров, сошлифованных до 2 мм в нижней части и 1,5 мм в верхней. Затем им придан уплощенный профиль в местах их соединения друг с другом.
Рю пиратской шебеки с черными парусами можно покрасить в черный цвет или пропитать морилкой. Я пользовался водной морилкой под эбеновое дерево опуская в нее рю на сутки. После этого размоченные рю изгибались для придания им либо реалистичного, либо более «хищного» вида и после высыхания склеены попарно, при склеивании устанавливается требуемая общая длина. Рю бизани сделан из одной рейки которой придана форма двух соединенных вместе.
Длина рю либо определяется из чертежей, либо если нужно получить визуальный эффект от парусов – экспериментально.
Длина грота-рю у меня получилась 16 см, фока-рю – 14,5, бизань-рю – 8 см.

Битенги – крепление якорей и стойки нагельных планок сделаны из реек диаметром 2 мм, например зубочисток. Саму нагельную планку грот-мачты я не устанавливал – масштаб позволяет этого не делать, а крепить к ней нам нечего, поэтому можно не ставить и стойки. Помпы сделаны из таких же реек которым при шлифовке придано 8-угольное сечение, а сверху приклеены рукоятки длиной 5 мм. При желании эти детали можно тонировать под орех или сделать из ореховой рейки.

Основные элементы стоячего такелажа.
Ванты / шкентели / штаги. Диаметр растительных тросов обычно принимается 1/6 диаметра соответствующих мачт, реев и других элементов рангоута. В нашем случае это 1/6 от 3 мм т.е. 0,5 мм. Я использовал нитки «Ирис» пиратского черного цвета. Более тонкие тросы можно сделать из обычных швейных ниток №30, 40, 50.
Бегучий такелаж я сделал нитками №50 серого цвета, для черного цвета основных тросов и парусов. Если паруса предполагаются обычными белыми, копийный цвет стоячего такелажа – коричневый, бегучего – хаки /зеленый. Для алых парусов стоячий такелаж – оранжевый или зеленый, бегучий – серый /голубой.

Блоки я взял самые маленькие из имеющихся в продаже. Одношкивные блоки – 2,5 мм длиной, двушкивные – 4 мм, трехшкивные – 5 мм. В действительности некоторые блоки должны быть еще меньше. Также я не использовал для подвески рю т.н. комель-блоки. Но при желании и при наличии средств можно приобрести т.н. профессиональные блоки выполненные более тщательно, в данном масштабе это значительно улучшит вид модели. При отсутствии блоков и /или средств на приобретение их можно имитировать разными способами в т.ч. просверлить ряд отверстий диаметром 0,8 мм с шагом 3,5 мм в ореховой рейке 1,5 х 2,5 мм и разрезать ее по три мм на блоки.

Клеванты – из бамбука диаметром менее 1 мм и длиной 4 мм.

Кольца /рымы для крепления такелажа к палубе и мачтам из медной проволоки диаметром 0,8 мм, т.к. более тонкая проволока будет разгибаться. При использовании латунной или стальной проволоки диаметр желательно взять меньше, до 0,4 мм. Кольцо навивается на оправку диаметром 1,5 мм, например на хвостик сверла и затем обрезается на расстоянии 8 мм. Кольца на мачтах и шпироне можно совместить с бугелями, т.е. их штоки расплющить и обернуть вокруг мачт или вклеить в отверстия в мачтах. Я воспользовался первым способом просто из-за того, что не предусмотрел отверстия в мачтах. На грот-мачте так же можно установить кольцо под судовой колокол.

Использование клевантов позволяет в данном масштабе вообще отказаться от колец на палубе – трос клеванта можно вклеивать в отверстия палубы служащие для установки колец.
Стальные кольца можно сделать самостоятельно из пружинной стали, например из пружинок от разовых зажигалок. Для неразъемного кольца нужно отрезать ножницами два витка пружины от любого ее края, а для колец с установочными штоками – разрезать оставшуюся часть пружины пополам и разогнуть хвостики оставив один виток. Результат показан на фотке ниже – в центре видны два кольца и два кольца с хвостиками сделанные из одной пружины.

Также на фото:
Шесть таль-блоков с петлями для крепления к клевантам и серыми тросами талей – талрепами.
Нитковдеватель для протяжки такелажа.
Прищепка для фиксации блоков при их обвязке.
Два клеванта с тросами рядом с прищепкой.
Восемь таль-блоков с тросами - драйрепами для растяжки шкентелей.
Якорь с якорным канатом.
Шкентели и фор-штаг показаны на следующей фотке уже установленными на топах мачт.

http://s8.uploads.ru/UWrH2.jpg
http://s8.uploads.ru/k39PE.jpg

Перед установкой такелажа следует его полностью подготовить как показано на фото выше. Блоки обтянуть нитками выбранными и обрезанными в соответствии со схемой такелажа. Я не привожу здесь подробную инструкцию – она займет много места.

Установка стоячего такелажа
Первыми в отверстия в палубе вклеиваются кольца. Затем кольца приклеиваются к мачтам, а мачты устанавливаются в отверстия палубы. В отличие от настоящего корабля на модели мачты должны стоять без такелажа, который выполняет декоративные функции. Поэтому мачты нужно сразу правильно сориентировать. Следующие этапы выполняем после финишного покрытия модели лаком или маслом, т.к. элементы такелажа будут мешать обработке и пачкаться. При лакировании можно мачты и другие элементы не устанавливать, т.к. их можно приклеить позже.

Затем на мачтах устанавливаем шкентели – обвязываем ими мачту под топом в самом тонком сечении. Закрепляем несколькими оборотами тонкой нити под цвет такелажа и закрепляем узлом. Расправляем элементы в их рабочее положение и закрепляем узлы клеем ПВА! Ждем не менее 6 часов для высыхания клея. Шкентели сделаны из нити Ирис их длина должна быть не более 1/3 – 1/2 общей длины снасти (лучше меньше!).
Обратите внимание, в малом масштабе рангоут тонкий и узлы не обеспечивают надежного крепления, поэтому их обязательно следует крепить клеем!

Через блоки шкентелей продеваем драйрепы оснащенные двушкивными блоками и закрепляем их коренные концы на среднем клеванте петлей – огоном. Высота верхних блоков талей над палубой должна быть такой, чтобы тали составляли не менее трети общей длины снасти.
Теперь на крайние клеванты надеваем петлей – огоном нижние блоки талей и пропускаем талреп последовательно через верхний блок, затем через нижний и вновь через верхний. Убеждаемся, что при натяжении снасть не скручивается!
После этого также устанавливаем симметричную таль другого борта и также симметрично их натягиваем, или обтягиваем. Будьте осторожны – наши игрушечные тали из ниточек и щепочек ведут себя совсем как настоящие усиливая натяжение в 2 – 4 раза! Т.е. ими можно сломать или согнуть мачту или вырвать из палубы кольцо или порвать нити!

http://s8.uploads.ru/jf57C.jpg

Отличие такелажа фок-мачты – фор-штаг, его обтягиваем первым, до обтяжки талей. Для этого между кольцом на шпироне и штаг-блоком устанавливаем скобу из медной проволоки длиной 1,5 мм. После обмотки коренного конца штага на топе мачты, его нужно вытянуть, обрезать и зафиксировать клеем ПВА. После высыхания клея снять скобу и обтянуть штаг-блок талрепом, т.е. натянуть штаг серой нитью продеваемой в отверстия блока и кольца, сделать три оборота и зафиксировать концы узлом и клеем. После этого натягиваем шкентели так, как указано выше.
Заметим – на реальных кораблях штаг охватывает топ мачты петлей – огоном. Так же на кораблях и моделях большего масштаба такелаж на топах мачт укладывают в определенном порядке – сначала ванты, затем штаги, фалы и т.п.

Особенность такелажа бизань-мачты в том, что она короткая и нам остается мало пространства для талей, поэтому нужно сделать все их элементы минимальной длины, см. фото выше.

Мотки запаса тросов ходовых концов талей выполняются либо из их концов, либо делаются декоративные мотки и приклеиваются. Моток состоит из 4 – 5 витков такелажной нити связанных вместе, пропитанных капелькой ПВА и приклеенных на место ходового конца, как правило на кольцо /утку или клевант. В качестве оправки я использовал хвостик сверла 4 мм.
В конце статьи приведено фото стоячего такелажа грот-мачты модели с пояснениями терминов.

Отредактировано Elleanelle (2014-04-04 12:39:05)

+2

5

6b Изготовление рю, парусов и установка бегучего такелажа, т.е. оснастка парусов

Рю показаны на фото ниже, они склеены из двух штук /половинок клеем ПВА. Места склеивания штук предварительно уплощены. Далее обматываем рю в трех местах – у концов склеиваемых частей и на 1/3 его длины от нижнего конца. Обмотка из нескольких витков тонкой нити называется найтов или вулинг. Вулинги расположены на расстоянии 7,5 мм друг от друга см. на фото готовой модели. Пока мы их делать не станем, нам нужны пара обмоток фиксирующих половинки рю и найтов на месте крепления рю к мачте на 1/3 его длины. Оснащаем рю после пришивания к нему паруса.

Паруса
Делаем из тонкого натурального или искусственного шелка или аналогичной ткани по лекалам или выкройкам. Сначала вырезаем выкройки из бумаги и примеряем их к модели. Если взять цветную бумагу можно поэкспериментировать с цветом парусов. Затем переносим выкройку на лист обычной офисной бумаги. Если предполагается подгибать кромки – увеличиваем размеры на 1 – 3 мм в каждую сторону. И вкладываем шелк между листом с выкройкой и другим листом бумаги. Расправляем, фиксируем и отрезаем парус острыми ножницами – вместе с бумагой(!!), т.к. на весу тонкую ткань ровно отрезать труднее.

Кромки парусов закрепляем от распускания ткани несколькими способами. Синтетическую ткань можно отрезать горячим паяльником. Натуральную можно закрепить проводя кромку по поверхности капельки клея или лака, затем дополнительно подклеить пропитанную лаком нить – лик-трос. Можно подогнуть кромку и подшить на швейной машинке.
Я подклеиваю пропитанную лаком нить подгибая кромку вокруг нее на 1,5 мм. Для этого натягиваем нить и пропитываем ее лаком. Через сутки мажем клеем и подклеиваем к ней кромку подгибая 1,5 мм, обжимаем и фиксируем в этом положении до высыхания клея.

Здесь нужно угадать количество и вязкость клея или использовать специальный клей для ткани. Если клея мало то остаются непроклеенные места, их вновь мажем и фиксируем. Если при склеивании взято много клея, он останется на парусах белесыми пятнами, см. фото ниже. Их можно прокрасить модельной матовой черной краской разбавляя ее пиненом. Тем не менее мне пришлось сделать второй комплект парусов именно из-за белесых пятен на первом.
На белых парусах пятна менее заметны, но и закрашивать их труднее, т.к. остаются пятна от краски.

Далее закрепляем на рю галсовый (нижний) конец паруса и пришиваем его через 7 – 8 мм делая по три витка на каждом стежке для имитации вулингов. Закрепляем топовый угол паруса и фиксируем концевые обвязки клеем.
В свободный – шкотовый угол паруса ввязываем маленький одношкивный блок для проводки шкота и подклеиваем его. К нижнему концу рю подвязываем два (или один) такой же блок для галсов и на высоте 2/3 рю закрепляем два фала – один пройдет через топ-блок – это дирик-фал, а другой через блок проводим талями на фальшборт.

Фал-блоки – служат для подвески рю на мачтах, это последний из основных элементов такелажа, который мы покажем на модели. Фал-блоки видны на предыдущем фото позади мачт – в них вставлены пенопластовые пластины для их фиксации при установке. Они представляют собой два трехшкивных блока обтянутых черными нитями Ирис. Тросы от нижних блоков закрепляем на стойках нагельной планки или на кольцах в палубе позади мачт, а фал от верхних блоков идет через топ-блок и поддерживает рю под топом мачты. На рю он крепится к найтову сделанному ранее на расстоянии примерно 1/3 длины от его нижнего конца. Я этой же нитью привязал рю к мачте имитируя заодно и бейфут (в большем масштабе бейфут делают отдельно).
Фал-блок на бизани сделан из двушкивных блоков и нижним концом завязан на кольце у пятки мачты. Протяжка талрепа в три отверстия верхнего и нижнего блоков на мачте с установленными талями(!!) вызывает затруднения, поэтому я собрал фал-блоки на пластине из пенопласта, полностью их оснастил талрепами, закрепил узлы и уже готовые установил на мачты. После чего пенопластовые вставки легко извлекаются! Таким же способом можно изготовить и другие элементы оснастки.

http://s9.uploads.ru/MnOFG.jpg

После установки рю, ее нижний конец фиксируем галс-талями пропуская их через галс-блоки и закрепляя на фальшборте, на кольцах или нагельной планке. Далее протягиваем дирик-фал удерживающий рю под заданным углом в верхнее отверстие топ-блока и крепим на нагельной планке.
Затем протягиваем шкоты. Далее на первых двух мачтах натягиваем тали от фала вниз к борту, здесь они выполняют декоративные функции. Другие элементы бегучего такелажа я не показывал, но можно показать гордени и фал нижнего конца рю. Так же я установил на флагштоке флаг-фал, его назначение понятно. Можно добавить еще один флаг-фал с фальшборта на нок грота-рю и поднять там черный треугольный флажок.

http://s9.uploads.ru/khoJM.jpg

6c Изготовление и установка якорей, шлюпок и т.п. деталей.

Якоря, на шебеке их два, они могут быть любого подходящего к 17 веку типа – испанские, французские или трех или четырехлапые «кошки». Длина якоря в масштабе примерно 1 см. Например реалистично выглядит четырехлапая кошка длиной 11 мм имеющаяся в продаже. Трехлапый якорь-кошку можно сделать из рыболовного крючка-тройника. Французский – из того же набора, что и четырехлапую кошку, не припаивая поперечные лапки и добавив всего одну рейку.

http://s8.uploads.ru/f8a40.jpg

Якорную цепь в масштабе не выполнить – диаметр звеньев должен быть не более 0,5 мм, но ее как и другие детали можно показать вычурно – из нескольких сантиметров более толстой цепи. Якорь-кошку можно оснастить не цепью, а канатом как показано на фото выше (хотя этот якорь от Ореховой скорлупки).

Судовой колокол закреплен на кольце на грот-мачте. Сделан из рыболовного колокольчика диаметром 3 мм.

Шлюпка – пинас должен быть не более 1/3 – 1/4 длины по палубе или до 5 см. Весла пинаса длиной 2,2 см, весла шебеки – 4 см можно сделать из орехового шпона.

Фото готовой модели

http://s8.uploads.ru/ALiRs.jpg

http://s8.uploads.ru/jATs1.jpg

http://s8.uploads.ru/tfhiv.jpg

http://s9.uploads.ru/TRJid.jpg

Небольшое сравнение
Длина нашей модели – 22,5 см, что в реале составляет 45 м.
Длина грота-рю 16,5 см или 33 м, а высота паруса при этом до 30 м над водой.
Ширина модели 4,3 см или примерно 9 м. Т.е. по размерам шебека соответствует 10-этажному жилому дому с 4-мя подъездами.
Топ грот-мачты окажется между 6 и 7 этажами.
Толщина мачты 3 мм составит 50 см, а толщина штуки грота-рю – 40 см. Т.е. это будут довольно толстые бревна.
Шлюпка размером до 9м.
Пушки калибра 0,8 мм – 160 мм что соответствует 12 фунтовым пушкам.
Длина ствола пушек – 1,1 см составит 2,2 м, что совпадает с реальными их размерами.

3.04.2014                 Удачи! Да пребудет с Вами Сила! Элличка.  Elleanelle@mail.ru

Отредактировано Elleanelle (2014-04-04 15:57:42)

+2


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Досуг, хобби » Арабская Шебека