У одного царя было два сына. Когда царь умер, престол царя по законам страны занял старший брат. Братья были ещё очень молоды и решили обратиться к мудрецу-отшельнику за советами и чтоб узнать, что их ожидает в будущем. Мудрец поговорил с братьями и сказал, в частности, старшему брату, что через год его ждёт смерть. А младшему сказал, что через год его ждёт большое богатство. Братья вознаградили мудреца, откланялись и ушли.
После этого случая старший брат решил всё оставшееся время провести с максимальной пользой для себя и для государства. Он учился, провел реформы, в результате которых стали процветать ремёсла, улучшилась жизнь людей. Укрепил границы. Договорился с соседями о мире и сотрудничестве. Вскоре о старшем брате стали говорить как о мудром правителе. Младший же брат сделал свои выводы и пошёл по злачным местам и увеселительным заведениям, чтобы весело провести время, ожидая своей очереди на престол.
Так прошло около года.
Однажды младший брат пришёл к старшему брату и рассказал, что в пивной один старый слуга поведал ему такую тайну: в развалинах их старого родового замка есть тайник, где спрятан сундук с сокровищами. И слуга рассказал, где спрятаны эти сокровища. Братья отправились на поиски сокровищ. И вскоре, действительно, нашли тайник. Однако, как только они вытащили сундук, на них напали разбойники. Братья схватились за оружие и смогли отбиться. Старшего брата при этом слегка ранили. Братья вернулись домой, поделили сокровища и стали жить дальше. Так прошло ещё некоторое время. Уже прошло больше года с того времени, как они посетили мудреца, а предсказание всё не сбывалось.
Братья снова отправились к мудрецу-отшельнику за разъяснениями. Мудрец сказал, что всё правильно, и пояснил: «Ты – сказал он старшему брату – своими праведными делами улучшил свою карму. И твоя смертельная рана не стала смертельной. А ты – сказал он младшему брату – своими не благими делами ухудшил свою карму. И твоё большое богатство стало малым (часть клада)».
История, рассказанная в этой притче о карме весьма поучительна и наглядна. Из этой истории можно сделать такие выводы, что события человеческой жизни предначертаны, однако, качество событий или их конкретный сценарий определяется предыдущими действиями и поступками. Поэтому очень важно, как человек воспринимает текущие события своей жизни. Этими вопросами занимается карма-йога.
Важно, каковы намерения человека при совершении им каких-то действий. Важно отношение человека к происходящим событиям и к тем событиям, которые давно прошли. Всё это формирует карму - предстоящие события жизни. Поговорим сегодня именно о принципах построения кармы и её механизмах.
Карма, или Закон Причин и Следствий.
Ещё в глубокой древности, в священных индусских Писаниях был дан ключ к раскрытию наиболее трудных загадок человеческой жизни. По учениям древних Мудрецов человек одарен бессмертным Духом, исходящим от Бога и заключающим в себе все божественные свойства в зачатке.
Для того, чтобы эти божественные свойства пробудились и чтобы сам человек развил их до полноты, ему дается поле действия: земной мир. Исчерпав весь опыт, который извлекается из разнообразных земных переживаний, и скорбных и радостных, человек достигает самопознания, а вместе с тем и сознания своего божественного происхождения, сознания, которое поведет его к совершенству с такой же внутренней необходимостью, с какой семя травы дает траву, а семя дуба дает дуб.
Но для того, чтобы действительно исчерпать весь опыт, который дается земным существам, человеку нужна не одна, а много жизней. По учениям древних Мудрецов, он и живет много раз, воплощаясь в различные эпохи, при самых разнообразных условиях, до тех пор, пока земной опыт не сделает его мудрым и "совершенным, как совершенен Отец наш Небесный" по выражению Христа.
На Западе религиозные учения Древнего Востока почти неизвестны в их чистом, возвышенном смысле; а между тем, знакомство с ними способно пролить яркий свет на самые загадочные явления нашей трудной земной жизни. Рядом с законом перевоплощения, который объясняет внешнее и внутреннее неравенство людей, древние восточные учения дали миру разумное обоснование закона незыблемой справедливости, управляющей миром.
Закон этот носит название Кармы: он устанавливает, что в мире Духа каждая причина влечёт за собой соответствующие последствия с такой же правильностью и неизбежностью, с какой в физической природе одно и то же явление вызывает каждый раз одно и то же последствие. К краткому изучению этого закона мы теперь и перейдем.
Санскритское слово "Карма" означает действие. Быть и действовать — одно; вся вселенная — одна великая непрерывная Деятельность*, управляемая незыблемым Законом Справедливости.
В мировой деятельности всё связано со всем, всё находится во взаимной зависимости и всё стремится к единой цели. Каждое действие во вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время — причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и последствий, которые, в осуществлении, являют жизнь вселенной. Отсюда — значение Кармы как закона причинности.
В применении к человеку, Карма являет собою всю совокупность его деятельностей. Всё, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, всё это последствие его деятельности в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное и законченное, она представляет собой плод прошедших, и в то же время, семя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души.
В жизни нет скачков и нет случайностей, всё имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и каждый поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали её сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого.
Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком из бесчисленных нитей, сплетающихся в узоры неуловимой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она вовсе не оборвалась, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это — всё та же нить, прошедшая по невидимой стороне ткани и снова появившаяся на видимой для нас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть сложных узоров всей ткани, взятой в её целом.
Причина тому — наше неведение законов духовного мира. Знать же их можно только потому, что законы эти — неизменны.
Совершенно такие же неизменные законы действуют и в невидимом для нас духовном мире; пока мы их не узнаем, мы будем стоять перед явлениями нашей жизни, недоумевать, винить свою судьбу, бессильно возмущаться перед "неразгаданным сфинксом", готовым поглотить того, кто не имеет ключа к его тайне. Не понимая, откуда идут явления нашей жизни, мы даём им название "судьбы", "случайности", "чуда", но эти слова ровно ничего не объясняют.
Только когда человек узнает, что совершенно такие же неизменные законы, какие действуют в физической природе, управляют и событиями его жизни, когда он убедится, что законы эти доступны исследованию, и действия их могут быть сознательно направлены по воле человека, — тогда только кончится его бессилие и он сделается действительно господином своей судьбы.
Но возможно ли такую же уверенность, какую мы имеем в непреложность естественных законов, в их безусловную надежность, — перенести и в область нашей умственной и нравственной жизни?
Древняя Мудрость утверждает, что это возможно. Она раскрывает перед нами внутреннюю лабораторию человеческого бытия и показывает, что каждый человек непрестанно творит свою судьбу в трех сферах жизни: умственной, психической и физической, и что все его способности и силы не что иное, как результаты его прежних действий и в то же время — причины его будущей судьбы. Далее, древняя Мудрость утверждает, что силы человека действуют не на него одного, но и на окружающую среду, постоянно видоизменяя как его самого, так и среду. Исходя из своего центра — человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и человек ответственен за всё, что возникает в пределах его влияния.
Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту, определяется строгим законом справедливости и никогда не зависит от случайности. "Случайность" — понятие, созданное невежеством; в словаре мудреца этого слова нет. Мудрец скажет: "если я страдаю сегодня, это происходит от того, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своем страдании и должен спокойно переносить его". Таково настроение человека, понявшего закон Кармы. Независимый дух, уверенность в себе, терпение и кроткость — вот неизбежные последствия такого понимания, проникшего в сердце и волю человека.
Кто в первый раз слышит о Карме и начинает понимать, что все его действия подлежат такому же неизменному закону, по какому в природе день сменяется ночью, того это сознание удручает вначале, оно представляется ему как бы железным законом необходимости. Но это удручённое состояние проходит по мере того, как человек яснее познает законы, которые управляют не формой, а сутью явлений.
Он узнает, что хотя законы неизменны, но силы невидимого мира — вследствие своей тонкости и деятельности вне пространства и времени, которыми скована физическая материя, — подлежат такому невообразимо быстрому передвижению и бесконечному разнообразию сочетаний, что, направляя сознательно силы своей внутренней жизни, человек может работать с успехом — даже на протяжении одного короткого воплощения — над изменением своей Кармы; далее он поймет, что работа эта совершается в пределах им же созданных свойств и способностей и им же самим поставленных ограничений, следовательно, источник всего переживаемого — он сам, его бессмертная душа, и в его власти направить свои силы к желаемой цели.
Человек сам строит свой дом, он может ввести в него "мерзость запустения", и в его же власти перестроить его до основания, сделать его прекрасным. Когда он думает, чувствует и стремится, он как бы работает над мягкой и пластичной глиной, которую мнет и формирует по своему усмотрению; но глина эта мягка только пока в руках его: сформованная, она быстро затвердевает. Вот почему сказано: "Взгляните! Глина в огне твердеет и делается железом, но форму ей дал сам гончар. Человек, ты вчера был господином, ныне господином твоим стала судьба".
Пестрые узоры, которые созидаются тканью человеческой Кармы денно и нощно, переплетающиеся нити стольких разнообразных существований так сложны, что изучение Кармы — самая трудная из всех наук. Человек не только создаёт свой ум, свой характер, свои отношения к другим людям, но его личная Карма входит в состав различных групп: семьи, народа, расы, и своими нитями вплетается в общую ткань собирательной Кармы каждой из этих групп.
Три рода сил, определяющие человеческую судьбу.
Чтобы уяснить себе хотя бы самые общие понятия о человеческой Карме, необходимо выделить из её сложного состава три разряда сил, которые строят человеческую судьбу.
I. Мысль человека. Эта сила строит характер человека. Каковы его мысли, таков будет и сам человек.
II. Желания или воля человека. Желания и воля, являющие собой два полюса одной и той же силы, соединяют человека с предметом его желания и устремляют его туда, где может быть удовлетворено это желание.
III. Поступки человека. Если поступки человека приносят другим живым существам довольство и счастье, они отзовутся таким же довольством и счастьем и на нём самом, если же они доставляют другим страдание, они принесут такое же страдание и ему, не больше и не меньше.
Когда человек вполне поймет эти три составные части, из которых образуется закон Кармы, и научится применять своё знание, тогда он сделается творцом своего будущего, господином над собственной судьбой, способным строить её по мере своего знания и своей воли.
Карма и кармические накопления.
Можно сказать, что карме присущ закон кармического самоощущения, которое чувствуется душой каждого человека. Это ощущение степени тяжести своей кармы. Люди с большими положительными накоплениями даже в самых тяжелых жизненных ситуациях испытывают чувство надежды и лёгкости.
Люди с тяжёлыми кармическими накоплениями даже в благоприятных жизненных обстоятельствах, на пике удачливости, чувствуют тяжесть, которая прямо пропорциональна содеянным ими грехам. В физическом мире причина от следствия часто отделена промежутком времени и поэтому не так заметна. В мире тонком таких перегородок нет, и следствие ощущается сразу же.
Физическое тело, подобно поплавку, удерживает на поверхности и души святых, не позволяя им улететь в небо, и души негодяев, не позволяя им опуститься на дно. При развоплощении, в момент смерти, происходит немедленное кармическое возмещение, и человек попадает в мир следствий, которые он вырастил. Душа попадает в тот мир, к которому она была склонна. Добрые дела светлого человека подтягивают его вверх, его былые стремления к божественному увлекают его к Богу, в то время как карма злодея, груз его грехов утягивает его на самое дно. Есть злая карма, есть добрая карма, есть освобождение от доброй и злой кармы.
Все положительные накопления, которые есть у человека, участвуют в создании его положительного эмоционального фона, формируют его благое самоощущение, которое передается через излучения его ауры другим людям. Недостаток накоплений проявляется в отсутствии этих излучений, в неспособности человека понять и полюбить других людей, в его замкнутости на себя. Сердечный центр таких людей закрыт, другие центры, другие чакры находятся в дисгармоничном состоянии: либо не развиты вообще, либо недостаточно развиты.
Тяжесть и легкость.
Когда Чаша накоплений переполнена негативной энергией, это всегда ощущается человеком как тяжесть, груз. Ощущения груза и тяжести, обусловленные его негативными накоплениями, определяют восприятие жизни человеком, характер реакций человека на препятствия, на негативные обстоятельства. Если жизнь человека была полна стрессов, избыточных тяжёлых переживаний – речь сейчас не столько об этических моментах, сколько о трудовой и обстоятельственной нагрузке, – а человек при этом не обладал достаточной силой, правильной философской позицией, то он субъективно ощущает жизнь как тяжёлую. Человек с «лёгким» мировоззрением по-другому относится к жизни и к препятствиям.
Агни Йога говорит: «Благословенны препятствия, ибо ими растём». Ощущения лёгкости и тяжести во многом зависят от возраста: в молодости человек обычно ощущает себя легко, свободно, он ещё не обременён ни обязанностями, ни познаниями, а «во многая мудрости многия печали», как говорит Библия. Он ещё не видит всей сложности жизни, подходит ко многим проблемам легко и свободно. Это поверхностное чувство с годами развеивается. Со временем, познавая жизнь, выпивая её Чашу, он видит страдания жизни, понимает, что прожить её – не поле перейти.
Что сделать, чтобы с годами приобретать умудренность, но не терять лёгкость? Не быть поверхностным зомби, но и не превращаться в скучного старика, который всё воспринимает в тёмном свете, всё знает про изнанку жизни, про «благие намерения, ведущие в ад», про никчемность надежд. Жизнь такая, какая она есть. Перейти её, не теряя души, не впадая во зло – задача человека.