Почему тысячи людей с энтузиазмом занимаются спелеологией? Ведь в пещерах бывает холодно и сыро, глинисто и твёрдо. Более того, спелеологи годами навещают одни и те же места. Неужели дело только в стремлении достичь спортивных успехов или в желании ощутить «чувство локтя»? Нет, подземное царство не исчерпывается вышесказанным, ведь всё это можно найти и на поверхности. Тут уместно совершить небольшое путешествие в минувшие эпохи, к вещам, не имеющим, казалось бы, никакого отношения к спелеологии.
Если верить истории, в 570 году на Аравийском полуострове родился пророк Мухаммед, основатель ислама. В 610 году, будучи на горе Хира, он получил откровение от Аллаха. Примечательно, что в сей знаменательный момент пророк находился в пещере. Другой пример: согласно библейской легенде, Иисус Христос родился в загоне для скота, который опять-таки располагался в пещере. Очевидно, что две культуры, разобщенные в территориальном и временном плане, имеют в составе религиозных легенд пещеру как пространство тайного, сокровенного процесса.
Поскольку же религия для любого народа есть не что иное, как сфера, определяющая фундаментальные основы менталитета, то понимание символики подземного царства способствует пониманию культуры в целом. Ислам и христианство не являются в данном случае исключением: тщательное рассмотрение различных конфессий приводит к выводу, что подобная символика, порой в завуалированной форме, присутствует практически в каждой из них. Таким образом, пещера, как знак, имеет вневременное и своего рода «внекультурное» значение, т. е. он лежит в основе мировоззрения человечества в числе символов, которые встречаются практически у каждого народа (как, например, круг или форма песочных часов).
Осмыслению этого символа в его глобальном плане более всего способствует, пожалуй, буддистская трактовка. Для культового зодчества в рамках этой конфессии характерны пещерные храмы, которые, по представлениям буддистов, визуализируют собой модель Вселенной и закона, по которому проходит её цикличное развитие. С одной стороны, скала ассоциируется у верующих с Матерью-Землей, и в этом случае храм мыслится как лоно, чрево природы или женское начало в его глобальном осмыслении.
С другой стороны, свет, проникающий внутрь, символизирует собой качественно иной, мужской аспект бытия. Таким образом, мы получаем в пространстве храма взаимодействие двух противоположностей, что объединяет два принципа, характерных для менталитета человечества в целом: мир двойственен и его цикличное развитие происходит благодаря возникновению отношения между двумя началами, составляющими эту двойственность. Кроме того, полумрак, царящий в храмах, указывает на сокровенность, сакральность этого процесса, ибо нет ничего более святого, чем зарождение новой жизни.
Такая трактовка символики подземного царства позволяет понять, почему в культурах разных народов оно выступает в качестве места, где происходят события, связанные с зарождением нового в прямом и переносном смыслах. Однако какое отношение к современной спелеологии имеют подобные выводы? Спелеологи вряд ли задумываются о символике буддистских храмов. Что же привлекает людей в этом царстве глины и мрака? Наверное, любой духовно развитый человек, побывавший в пещере, ответит на этот вопрос однозначно: красота. Она присутствует здесь везде, во всех проявлениях, от просторных залов, похожих на монументальные дворцы неведомых подземных королей до небольших уютных гротов.