На карте нашей планеты много белых пятен. Много неизведанных и непознанных мест. Есть безымянные реки и высоты, бухты, озёра и даже целые острова. Огромная дуга цепи Курильских островов отделяет Охотское море от Тихого океана. Это самые восточные рубежи России. Давно-давно здесь жили айны. В семнадцатом веке началось активное открытие территорий. Путешественники наносили на карты новые земли и Курилы приписали России. Южной части островов не повезло – на них также претендовали японцы. И с восемнадцатого века идёт борьба за несколько клочков земли в огромном водном массиве. Странным образом до сегодняшнего дня множество Курильских островов остаются без названия.
В школе на уроках, я слюнявил химический карандаш и обводил Государственную границу несуществующей уже страны. Карты по истории показывали динамику изменения территории государства. Карты по географии давали возможность представить пространство и местоположение географических объектов. К сожалению, в последнее время наша страна территории только теряет. Это и Аляска, и Финляндия, и Крым. Полуостров Даманский. С развалом СССР нарисовалась новая граница уже без союзных республик. Уже совсем недавно Россия потеряла территории в Беринговом и в Чукотском морях, в Баренцевом море, остров Тарабаров в Хабаровском крае и кусок реки Самур на границе с Азербайджаном.
Совсем недавно стало ясно, что Курильские острова Японии не достанутся. Ни единым камнем, ни песчинкой. Правительством Сахалинской области был инициирован проект поэтапного присвоения имён всем безымянным островам Курильской гряды. В именах островов восславятся имена путешественников, первооткрывателей и учёных.
Пишу эти буквы из посёлка городского типа Южно-Курильска острова Кунашир. Основная цель экспедиции “Российские Острова” выполнена сегодня днём. Присвоены названия трём ранее безымянным островам Курильской гряды. Теперь они называются: остров С.П. Капицы, остров И.П. Фархутдинова и остров А.Р. Гнечко.
Сахалинская область – единственный регион моей страны, полностью расположенный на островах. Сложно представить, какое количество времени требовалось первым экспедициям, чтобы добраться до дальних восточных рубежей России. Современный дальнемагистральный самолёт за девять часов перенёс меня из Москвы в Южно-Сахалинск. В город, где я родился.
5 сентября 2012 года под русский марш “Прощание Славянки” теплоход, названный именем третьего губернатора Сахалинской области -- Игорь Фархутдинов, вышел из морского порта Корсаков и взял курс на южные Курилы. Так стартовала морская экспедиция "Имя на карте Сахалина и Курил", в которой приняло участие почти сто сорок учёных, политиков, представителей общественности, а также журналистов, блоггеров и врачей группы "Рубежи России". Миссия экспедиции: присвоить имена трём российским безымянным островкам суши в Охотском море.
Природа Курил за три дня показала весь свой крутой характер. Временами выглядывало не по-осеннему тёплое солнце. Порой судно накрывал плотной ватой густой осязаемый туман. Иногда лёгкий ветерок разгонял клочья влажного воздуха и вдали проступали очертания каменных глыб южнокурильской гряды. Море тоже старалось рассказать всю правду о себе за короткий промежуток времени. То нос судна резал практически гладкую водяную поверхность, то вдруг поднималась двухметровая океанская зыбь, макушки волн вспенивались кудрявыми белыми барашками и с глухим мощным ударом разбивались о металл борта, выстреливая на высоту пятой палубы солёные брызги моря. Точно так же менялась визуальная картинка событий от сочной цветной смеси изумрудной зелени моря и апельсиновой свежести закатных солнечных лучей до мрачной тёмной синевы разлитой ртути с перистыми обрывками влажного серого воздуха.
Попробую передать атмосферу происходившего, попробую погрузить вас в красоту природы российского Дальнего Востока, попытаюсь окунуть с головой в интерьеры южнокурильских островков суши, дерзко стоящих на границе Охотского моря и Тихого океана и выдерживающих колоссальный напор водной стихии.