Одного мудреца спросили:
– Почему бедные более приветливы и менее скупы, чем богатые?
– Посмотри в окно, что ты видишь?
– Вижу, как дети играют во дворе.
– А теперь посмотри в зеркало. Что ты видишь там?
– Себя.
– Вот видишь.И окно, и зеркало – из стекла, но стоит добавить немного серебра – и уже видишь только себя.... (Омар Хайям. Притча о зеркале.)
Самые древние зеркала, найденные на территории скифских поселений, датируются V–IV вв. до н.э. Прототипом современного зеркала являлись пластины из полированного металла, преимущественно бронзы, реже серебра или золота. Бронзовые зеркала были весьма недолговечными, так как от сырости вскоре тускнели. На Востоке, в Китае, зеркалами в то же время служили отполированные до блеска куски обсидиана. Стеклянные зеркала появляются в Европе только в XI веке. Одно из упоминаний о зеркалах принадлежит французскому менестрелю Венсану де Бове.
Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла всё живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало до сих пор входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.
Зеркальный эффект, способность давать отражение, с незапамятных времен причислялась людьми к разряду магических свойств. Недаром слово "магия" (magia) имеет общий корень со словом image – "образ", "отображение". И происходит, в свою очередь, от фигурирующего в индийской мифологии зеркала maja. Согласно легенде, главное божество индусов Брахма, глядя в это зеркало, видел в нём отражение своего великолепия и необъятность могущества.
В Древнем Египте круглые зеркала отождествляли с дисками солнца и луны, наделив их символическим значением власти.
У некоторых древних народов, например, у индийцев и персов, свадебный обряд совершается взглядом жениха и невесты в одно зеркало.
Что касается примет, то на языческой Руси зеркало разделяло мир земной и потусторонний. И до сих пор разбитое зеркало сулит несчастье, так как разрушает эту границу.
Заметим, что восточный подход к зеркалу заметно разнится от западного. В философии буддизма чётко прослеживается связь между понятиями «зеркало» и «пустота». В последнее, однако, отнюдь не вкладывается отрицательного смысла. Восточное отношение к пустоте – как к месту, откуда всё возникает – отличается от западного, где в пустоту всё безвозвратно канет.
Кэнко-Хоси (1283–1350) в своих «Записках от скуки», выдающемся памятнике средневековой японской литературы, отмечает, что «зеркалу не дано ни своего цвета, ни своей формы, и потому оно отражает любую фигуру, что появляется перед ним… пустота свободно вмещает разные предметы».
Любопытно, что в китайском и японском языках иероглиф «зеркало» включает иероглиф «металл» – и не только потому, что первые зеркала делались из металла, но и потому, что стихия металла в древнекитайской символике подчеркивает пассивность зеркала.
Итак, в философском плане зеркало ставит вопрос о степени соответствия отражения образу, то есть об образе образа. На сём исключительном феномене строится, к примеру, эффект кривых зеркал, немилосердно искажающих реальные пропорции и объёмы, повергая привычного к собственному облику зрителя в шок.
Или эффект множественных отражений. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже большим успехом пользовался так называемый Дворец Иллюзий. В нем каждая стена большого шестиугольного зала представляла собой огромное зеркало, и зритель терялся в толпе своих отражений.
Из потрясающих воображение образцов применения зеркал можно также вспомнить созданную в правление «короля-солнца» Людовика XIV версальскую Галерею Зеркал, чья длина составляет 73 метра.