Шелест листвы, шум дубрав, треск сломанной ветки, звон капели, плеск волн, журчание ручья, завывание ветра, раскаты грома, грохот падающих камней, гомон птиц, стрекотанье насекомых, скрип, свист, жужжание, звериный рёв, рычание, шипение, крики, голоса людей, неясные шорохи... Звуки идут отовсюду: от далёких и близких предметов, от живых и неживых, от движущихся и неподвижных. Они поднимаются из глубины океана и из недр земли, опускаются с небес.
Мир наполнен звуками разной силы. Они постоянно окружают человека, вторгаясь в его жизнь задолго до рождения. Ибо плод в утробе матери тоже слышит. Более того, звуки воздействуют и на совершенно глухих людей.
Несмотря на то, что 80 процентов информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению, слух гораздо сильнее, чем зрение, действует на эмоции. Недаром человек выражает своё состояние звуками: грозный окрик, громкое рыдание, нежные напевы...
«По мнению мыслителей Востока, существует пять различных «опьянений»: опьянение красотой, молодостью и силой; затем – опьянение благосостоянием; третье – опьянение властью, приказами, силой управления; также существует четвёртое опьянение, это опьянение обучением, знанием. Но все эти четыре вида опьянения меркнут, подобно звёздам перед солнцем, в присутствии опьянения музыкой. Потому что оно затрагивает глубочайшие части человеческого существа. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. И красота музыки заключается в том, что она является как источником творения, так и средством поглощения его. Другими словами, музыкой был создан мир, и с помощью музыки он возвращается снова к источнику, создавшему его.»
Хазрат Инайят Хан.
Звуки оказывают на человека различное воздействие – гармонизирующее, оздоровительное, разрушительное, вдохновляющее, успокаивающее, раздражающее и т.д. Во всех верованиях, культах, религиях звук всегда играл особую роль. Звук – это очень серьёзная составляющая нашей жизни. Об этом и поговорим.
Звук изначально играл важную роль в древних верованиях и религиях. И со временем звук, а вслед за ним и музыка превратились в своего рода универсальный человеческий язык: язык инициаций в обрядах перехода, путеводитель по лабиринтам расширяющегося сознания и путеводную нить к глубокому исцелению и духовной реализации. Люди верили в могущество звука, в то, что звуки могут укрощать диких зверей, сдвигать скалы, преграждать путь воде, вызывать дождь – словом, творить чудеса.
И что интересно – во многом они были правы.
Об удивительном эффекте, который древнейший вид искусства производит на человека, мудрецы знали тысячелетия назад. К примеру, врачеватель Абу Али ибн Сина, известный европейцам под именем Авиценна, утверждал, что музыка может способствовать исцелению наряду с правильным питанием и смехом. Учитывая то, что музыка воздействует на нервную систему, от которой во многом зависит здоровье человека, слова древнего мудреца представляются справедливыми даже современным учёным.
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Целительное воздействие звучания определённых музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций.
Наблюдения и практика наглядно демонстрировали благоприятное воздействие некоторых звуков на организм. В Китае, Индии, Древнем Египте и ряде других стран, врачи и жрецы, философы и музыканты издавна использовали звуки для врачевания.
До наших дней дошли монотонные, тихие напевы колыбельных песен, которыми матери убаюкивали своих детей.
В Индии на раненую руку или ногу надевали холщовый мешок, в него помещали целебные травы и маленькие колокольчики. Когда больной шевелился, колокольчики производили мелодичный звон – и кровоточащие раны заживали быстрее. В древнеиндийских медицинских трактатах встречаются описания методов очищения кожи посредством воздействия звуков. Сначала кожу натирали специально приготовленными маслами, смешанными с целебными травами и песком. Затем человека оставляли на много часов в комнате, где всё это время звучала музыка. Звуки воздействовали своими колебаниями на кожу человека, масло постепенно высыхало. В результате происходило отделение нездоровых частиц кожи.
Звук церковных колоколов влияет на психическое и физическое здоровье человека. Звук басовых, низкочастотных колоколов успокаивает, а высокочастотных – повышает тонус, поднимает настроение, улучшает общее самочувствие. Во времена «моровых поветрий» звонили в высокочастотные колокола, и этот звук, замечено, способствовал затуханию эпидемий.
Существует много терапевтических способов использования звуков: пение, декламация, ритмические движения под музыку с целью вызвать глубокие эмоции. Хотя звукотерапия и имеет много различных направлений, это разделение весьма условно. Так, лечение отдельными звуками близко и к пению, и к музыке, и к словотерапии, и к рифмотерапии.
В первых музыкально-эстетических системах были очёнь чётко выверены и зафиксированы каноны, по которым не только строились рифмоформулы и религиозные песнопения, но и использовались инструменты, тональности и лады, интервалы и звуки. Были установлены таинственные и вместе с тем тщательно подсчитанные числовые отношения и символические связи.
Так, китайская цитра чин (цзин) делалась длиной в 3,66 фута – от 366 дней в году, с пятью струнами – от пяти стихий, гриф инструмента делился на 12 частей – по числу месяцев в году. Пять струн также соответствовали числу известных тогда планет. Гладкая поверхность инструмента уподоблялась поверхности Земли, считавшейся плоской, полукруглая – небесному своду.
Люди были убеждены, что музыка тесно связана с законами природы. В древних культурах она воспринималась как эхо или резонанс космической музыки, подчиняющейся Божественным законам. Космическая и музыкальная теории развивались на параллельных принципах, по которым разрабатывались и изготавливались музыкальные инструменты, сочинялась и исполнялась музыка. Человечество, после соответствующей настройки, могло бы петь в созвучии со звёздами в поисках вселенской гармонии. Более того, согласно воззрениям древних, музыка властна не только над людьми, её власть распространяется на весь окружающий мир.
Индусы верили, что существуют напевы, способные вызвать мрак и огонь, дождь и засуху, счастье и несчастье. И чтобы обрести власть над силами природы, людьми и самими богами, музыканты и мыслители Древней Индии систематизировали сотни звуков, жестов, движений, ритмов, танцевальных фигур – по их воздействию на человека и природу. Точной интонации придавалось первостепенное значение.
Интересно античное представление о музыке. Люди той эпохи верили, что весь мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. Так с её помощью устанавливается единство мира и человека – созвучие, симфония. Как и индусы, древние греки верили, что коль скоро по этим законам живёт весь мир, то не только люди, но и камни и звери должны быть им послушны. И поэтому легендарный Амфион укрощает зверей своими пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены.
Лира была образом Вселенной. Низкие струны соответствуют аду, зиме, злу и печали. Высокие – небу, лету, добру и веселью. Поскольку высокое соотносилось с быстрым, а низкое с медленным, то быстрый или медленный темп тоже наполнялся символическим значением, равно как и перемены в ритме.
Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и человека. Если мир гармоничен и находится в вечном движении, он должен вечно и звучать. Примечательно, что современные радиотелескопы доносят до нас не изображения, а различные звуки из самых отдалённых областей Космоса.