В статье «По ту сторону просветления»
говорилось о том, каков в жизни человек, достигший просветления, и каковы могут быть его отношения с окружающим миром. Мы немного затронули тему восприятия мира просветлённым, но не было речи о том, как он видит и понимает этот мир в состоянии так называемой «полной осознанности». В связи с этим возникает вопрос: что же всё-таки познал просветлённый, что сделало его таким, и что, собственно, он теперь осознаёт?
Прежде, чем мы будем говорить об этом, следует ещё раз напомнить, что просветление - это прежде всего новое качество души. Именно качество! Заметьте, что душа сама по себе все та же и просветлённый внешне всё тот же – тот же нос, глаза, волосы, жесты, иногда даже пиджак, и пребывает он в том же самом мире, среди тех же самых людей и даже ходит на ту же самую работу, но вот восприятие этого мира и того, что его окружает, отношение к нему и само его поведение, уже совсем иное.
Это как в таблице Менделеева – все вещества складываются из тех же самых атомов. Они по-сути отличаются всего лишь количеством электронов и протонов в структурах атомов, но именно это количество кардинальным образом влияет на то, каково в конечном итоге вещество. Заметьте, что водород отличается от гелия всего лишь одним электроном и протоном, но это два совершенно разных вещества. Мало того, агрегатное состояние вещества – жидкое оно или твёрдое – иногда также зависит всего лишь от одной или двух элементарных частиц. Например, аргон это инертный газ, а следующий за ним в таблице калий это уже щелочной металл. Они структурно отличаются всего лишь незначительным количеством тех же самых элементарных частиц, но какой эффект! По качеству это два совершенно разных вещества! Забавно, не правда ли? (Лично меня это всегда удивляло.)
Так же и с просветлением – живет себе человек среди сотен тысяч таких же, как и он, смотрит на тот же самый мир, оценивает его, задает вопросы, ищет ответы, набирает опыта и знаний, переживает, а потом в определенный момент всё это каким-то образом трансформируется и накопившееся количество знаний, переживаний, ответов, опыта вдруг создает совершенно новое качество души – она вдруг начинает понимать жизнь иначе, относиться к себе и другим иначе, жить иначе – и всё это в том же самом мире, в том же самом теле, но уже как бы в совершенно ином измерении, имея совершенно другое отношение к жизни, имея иные приоритеты, цели, ориентиры и понимание смысла – Абсолютного смысла! (Да, да! Именно Абсолютного смысла – я вполне серьезно.)
В связи с этим часто возникает два вопроса о том, каждый ли может просветлеть и что нужно для того, чтобы достичь этого состояния?
Обычно считается, что просветление - это прерогатива буддизма, иначе говоря, если кто-то хочет достичь просветления, то этого можно добиться только через соответствующие буддийские практики и естественно через доктрину буддизма, и оценивается это состояние естественно по его критериям. То есть если новое мировосприятие человека после просветления отличается от того, о котором говорится в буддийском учении, то это не то что никакое не просветление, а даже наоборот, состояние омрачения. Так вот!
При этом часто забывается то, что оценить, насколько тот или иной человек просветлён, может лишь другой просветлённый, а он обычно никак не оценивает других. Он будет молча слушать тебя и улыбаться, и лишь только по искоркам в глазах поймешь, что он с тобой полностью согласен, что вы оба думаете о том же самом, что всё действительно именно так и есть, но говорить уже ничего не станет, поскольку ты и так уже все сказал и добавить тут нечего.
Иначе говоря, оказывается, что у всех просветлённых один и тот же образ реального мира (Абсолютный смысл ведь тоже один, на то он и Абсолютный), а значит достичь просветления может любой человек. Вопрос лишь в том, каков это образ и как его увидеть?
Приверженцы буддизма скажут, мол, чего там выдумывать? Будда всё уже объяснил – просветление либо есть, либо его нет, а всё остальное лишь иллюзия. Лично я согласен с первым, а вот со вторым…
Иллюзия иллюзией, но, согласитесь, что наш мир всё же один (по крайней мере в нашем измерении) и либо мы его воспринимаем таким, каков он есть (даже если он для многих из нас раскрашен в разные цвета и наблюдаем мы его из разных, порой даже противоположных мест), либо… мы действительно верим в то, что нам все это кажется. Правда, есть и такие, которые с упоением повторяют, что иллюзия это круто! Ну что ж! Если им с этим хорошо и это никому не мешает, то… (Впрочем, когда представишь себе, сколько людей любит Голливуд, а значит иллюзию, то просто диву даешься.)
Во всяком случае, когда кто-то пережил окончательное просветление, то ему открывается истина и он видит этот мир и понимает его уже во всех деталях и не важно, через что он пришел к этому пониманию – через буддизм, христианство, индуизм, ислам, адвайту, даосизм или как-то иначе.
Объединяет их всех одно – во-первых, совершенно новое качество души, которая уже совсем иначе реагирует на окружающий мир, а во-вторых, они уже находятся в непосредственной связи с Тем Нечто, что создало эту Вселенную и наш мир. И хотя для окружающих эта связь является мистической, для них самих она конкретна и вполне ощутима.
Впрочем, эта связь очень интимна и её трудно описать и объяснить другим – для этого нужно бы было одолжить им свою душу хоть на какое-то время, но… Но для самих просветлённых это более чем реально и Он также реален, как всё вокруг.
Но опять же сами просветлённые о своем состоянии обычно не распространяются, поскольку понимают, что не в титуле и звании смысл, а в том, что ты даёшь другим, оставаясь при этом тише воды и ниже травы, и вместе с тем это так естественно для них, что никогда не поверишь тому, что с ними когда-то все могло быть совершенно иначе – как с каждым из нас. Но вот раз! И теперь они уже улыбаются тебе искорками глаз и в этих глазах ты видишь Его улыбку. Она именно такая. Это Сам Абсолют улыбается тебе через них и передает тебе привет.
Поэтому многие православные старцы, исламские суфии, даосские и другие совершенномудрые, шаманы и даже тибетские ламы после того, как им открывается истина и на них «нисходит божественный Свет» – то есть не что иное как просветление – очень похожи в чём-то друг на друга. Да и говорят они практически о том же самом, всегда имея в виду Его – Создателя, хоть и называют они Его по-разному – Аллахом или Богом, Брахманом или Яхве, Дао или Великим Духом или ещё как-то иначе. Впрочем, какая разница? Он их и так понимает.
Приверженцы буддизма опять же скажут, что Будда ничего не говорил ни о каком-то там Создателе, ни об этой пресловутой душе, поэтому нечего примешивать к просветлённым последователей других религий.
Ну что ж! Можно, конечно, сказать, что дело, в общем-то, хозяйское, но с другой стороны, это всё же и дело принципа, потому что остается вопрос Абсолютной истины, которая всё ж таки одна для всех и всего, как бы мы к этому не относились. Все остальные истины, которые тоже есть и которых много, будут всего лишь относительны. Поэтому несмотря на то, что слово «просветление» прочно закрепилось за буддизмом, при всём моем уважении к нему, само это состояние всё же намного шире того, что за ним стоит в понимании самого буддизма. И пусть меня простят последователи буддизма, но истина мне дороже.
То есть когда мы говорим о состоянии просветления, следует помнить, что мы всё же говорим о высшей степени осознанности, а значит и об осознавании Абсолютной истины, которая в свою очередь непосредственно связана с пониманием Абсолютного смысла нашего бытия. Да и Он ведь тоже один, потому и Абсолютен!
Кроме того, в описании Абсолютной истины современным языком следует учесть ещё и наши уже достаточно обширные знания о материи и научные представления о её строении, которые никак невозможно игнорировать, поскольку в большинстве своём они всё же отражают нашу реальность. Или у кого-то есть сомнения по этому поводу? Если да, то тогда пусть он возьмёт свой компьютер вместе с монитором, на котором читает эти строки, и выбросит всё это в мусоропровод. Даже грохот летящего по грязной трубе компьютера напомнит такому скептику о том, что физические законы всё же имеются и они являются неотъемлемой частью этого вполне реального мира. Клавиатуру лучше оставить на столе, как память о компьютере. (Если иногда даже простой крик «Ха!» является пусковым механизмом к переживанию состояния просветления, то почему, например, не клавиатура? Кто знает!)
Кстати, а Вы вообще помните, какого цвета Ваша клавиатура?
Нет? Ну так взгляните. Не стесняйтесь!
Взглянули?Ну и какого? Серого или чёрного?
Впрочем, это не так важно. Нет, не то, какого цвета клавиатура, а то, что вы всё же на неё взглянули. Забавно, не правда ли! Я где-то там, а вы тут, и делаете то, о чем я вас прошу. (Я, конечно, где-то там и уже не пишу эти строки, но вот мой информационный след сейчас тут – в этих строках, и благодаря ему вы меня слышите.)
«Ну и что из этого?» – спросите вы.
А то, что реальность это не только комната, в которой вы сидите, стол, компьютер, монитор и кружка с чаем, а то, что вы сейчас читаете мои мысли и их не только воспринимаете, но даже реализуете некоторые из них.
Так что не только мои мысли вполне реальны, но и ваши тоже. Правда ни вы, ни я, их не видим и не ощущаем. Вы согласны? Надеюсь, что да.
Но и это ещё не всё! Самое главное это то, что Его мысли ещё более реальны, да и Он тоже, хотя мы Его тоже не видим. Прошу Вас запомнить эту информацию – она нам в дальнейшем очень пригодится.
Вообще современный просветлённый в отличие от своих предшественников находится даже в несколько более выгодной ситуации – в попытке хотя бы объяснить Его (не доказать другим) он может пользоваться достижениями науки и можно уже говорить об окружающем мире с позиции фундаментальных знаний о материи. Эти знания ведь существуют и они всё же худо-бедно, но описывают наш материальный мир. Иначе говоря, если бы, к примеру, Будда сегодня пытался объяснить своему ученику Субхути строение материи и Вселенной (пусть даже по его мнению иллюзорной) или то же самое хотел поведать Иисус своим будущим апостолам, то они наверняка говорили бы языком нашей современности и использовали такие понятия, как энергия, элементарные частицы, поле, квант, сознание, подсознание и т.п.
Так что же осознаёт современный просветлённый и что для него является Абсолютной истиной?
Итак, кратко в тезисах:
Абсолют и Вселенная.
1. Бог есть! Да, да, уважаемые буддисты и атеисты! Он есть! Правда, Его лучше называть Абсолютным Разумом или просто Абсолютом, в отличие от того, как это было принято до сих пор – Яхве, Аллах, Брахман, Дао и т.д. Во всяком случае Он один. Другого нет, а все Его имена подразумевают Его одного. Он, понятное дело, вездесущ, безвременен и бесконечен. (Пишу Его имя с большой буквы из огромного уважения к Нему, как, впрочем, и к вам. Правда!).
2. Он – Абсолют – единое целое, но вместе с тем Это синтегрированная совокупность бесконечного количества взаимопроникающихся совершенных духовных сущностей, подобно тому, как капля океанской воды - это все тот же океан, но размером с каплю. А стряхни её обратно и она опять океан. Но ты её – этой капли – уже никогда не найдёшь.
3. В отличие от капель океана эти духовные сущности способны думать каждая своей мыслью и одновременно мыслями остальных по принципу: я это мысль всех других и все они это я, потому Он Абсолютен. (Непонятно? Ну, например, в мозге каждого из нас нейронов больше, чем звёзд в нашей галактике, а что в нем происходит? Практически то же самое, что и в сознании Абсолюта, только без нейронов. Но несмотря на та-а-а-кое количество нейронов, наше сознание всё же обладает определённой целостностью. Правда, мы ещё далеко не абсолютны. Ну, да ладно! Всему своё время! Иначе говоря, все когда-то Там будем. Не все сразу, конечно, но будем. Уверяю вас. Почему не все сразу? Потому что, уважаемый читатель, если вы это ещё читаете, значит вас это в какой-то мере интересует (ну хоть чуть-чуть). Вместе с тем, следует признать, что то, что мы с вами сейчас обсуждаем, интересует очень ма-а-а-лое количество людей на Земле – менее 1%. Да-с! Такова правда. То есть, я хочу сказать, что вы уже ищете, а другие ещё нет, и им совершенно невдомёк то, о чём мы сейчас рассуждаем. Но когда-то придет момент и на них. Процесс ведь уже идет полным ходом.
4. Природой Абсолютного Разума является Энергия. Она же и производная Его сознания, поэтому мысль энергетична. Он подумал и создалась Вселенная. Как? Читайте в следующем пункте. Впрочем, нет, сначала, пожалуйста, поднимите правую руку над головой. Подняли? Нет? А, вы ищете в этом очередной подвох. Что ж, замечательно! Сигнал о том, чтобы сначала поднять руку, а потом её всё же не поднимать, откуда пришёл? Правильно – из сознания. А если действительно необходимо протянуть руку, например, к той же самой клавиатуре, то откуда приходит сигнал о намерении? Конечно, опять же из сознания. А мозг? Мозг это лишь биологический инструмент для того, чтобы преобразовать сигнал – вашу мысль – то есть иначе говоря, материализовать её на биологическом уровне и активизировать другие механизмы, связанные с активностью организма.
Другими словами, чтобы поднять руку или протянуть её к клавиатуре, прежде необходима мысль об этом действии и нужно затратить на это действие определённое количество энергии. А мысль откуда? Из сознания. А сознание? Нет, подождите! Не будем торопиться. Все по порядку.
5. Поскольку известная нам материя является определённой формой энергии, поэтому мысль Абсолютного Разума может материализоваться в зависимости от потребности и интенций. Да что там Его мысли! Даже наше сознание формирует и создаёт реальность. Самый наглядный пример – опыт Юнга с комментариями Тома Кэмпбела, описывающий, что электрон может проявляться как частица или как волна, в зависимости от того, есть наблюдатель или нет:
Короче говоря, если наше сознание способно влиять на реальность, то уж Его сознание тем более и потому…
6. … известная нам Вселенная - это всего лишь Его ма-а-а-а-алая часть. (Или кто-то считает иначе? Впрочем, следующий тезис ещё круче.)
7. Существование Вселенной обусловлено Его потребностью в ней (!!!) и потому Он является её инициатором. Иначе говоря, если бы не было у Него потребности во Вселенной, то Он бы её не создавал. (Я уже предчувствую на лицах некоторых читателей саркастические ухмылки, типа: «Ну загнул! Он же Абсолют! У Него нет никаких потребностей. Да и зачем Ему возиться со всем этим? А Вселенная это так – случайность или недоразумение, или просто так от нечего делать». Эх, ребята! Что вам сказать? А, впрочем, лучше читайте дальше.)
8. Он не только инициатор, но и её Создатель. В научной среде уже известен момент возникновения нашей Вселенной –так называемая теория «Big Bang» или по-нашему просто «Большого взрыва». Науке известно, что происходило после этого, но не известно, что до этого. (Ещё бы! Учёные ведь Инициатора в упор не замечают, а Он тут весь всегда был и есть, и, собственно, никуда не уходил и даже не собирался.)
9. Это не первая и не последняя Вселенная. Он их периодически создаёт и они следуют одна за другой, словно вложены одна в другую по принципу матрешек. (Не верите? Ну и не верьте! Настаивать на своём я пока не буду.)
10. Вселенная не является пустотой или вакуумом. Уже подсчитано, что она состоит из тёмной материи (около 22%), а также тёмной энергии (около 74%). Известная нам проявленная материя, которую условно можно назвать «плотной», составляет не более 4% (!) от всей материи Вселенной – в том числе 3,6% - это межгалактический газ и только 0,4% звезды. (Это, кстати, подсчитали те же самые учёные, которые Его в упор не хотят замечать, но честь и хвала им за это. Правда, некоторые из них уже начинают озираться по сторонам и прищуриваться в поиске Его. «Хм, такое огромное количество энергии и просто так? Но ведь это и коню понятно, что так не бывает. А уж эти константы, так ваще! Обалдеть можно!».)