Просветление уже как минимум две с половиной тысячи лет со времен Будды является самым вожделенным состоянием, к которому стремится большинство адептов, следующих по пути духовного развития.
Эта тема и тогда, и сейчас вызывает немало споров и дискуссий.
Cостояние до момента просветления в общем-то всем нам хорошо известно. Это, с одной стороны, проблемы с самим собой – иначе говоря, неизвестно что нам бедным делать со своим одиночеством и куда девать своё бренное тело в свободное от работы время, а с другой стороны, это проблема с другими такими же, как мы, где есть всё – любовь и ненависть, зависть и бескорыстие, преданность и предательство, смех и плач, страдания и радость и многие, многие другие превратности, обычно так переживаемые каждым из нас.
Что же касается описания состояния после достижения просветления, то с этим обычно возникает проблема. Как говорил один наш сатирик: «Трудно дискутировать о вкусе устриц с теми, кто их ни разу не пробовал». Это, конечно, юмор и на первый взгляд он с трудом сочетается с таким «серьёзным» состоянием, а уж тем более он с трудом воспринимается теми, кто упорно и во чтобы то ни стало хочет его достичь. Хотя, как сказать! Во всяком случае чувство юмора это уже как минимум пол дела на пути к просветлению. Почему? Представьте себе, что вас обманули, подсунув или, того хуже, продав вам «устаревшую» методику и вы его не достигли. Вот именно чувство юмора и смех тогда вас могут спасти!(А тогда, кто знает? Может быть как раз в этот момент и … того!).
Ну ладно! Шутки в сторону – серьёзные вещи обсуждаем всё-таки. Итак, парадоксальность просветления заключается в том, что несмотря на то, что никто из ищущих не знает точно, что там, по ту его сторону, и как оно проявляется, всё же каждый из них стремится его достичь. Есть общепринятое мнение, что раз кто-то просветлел, то он что-то такое понял, чего обычные люди почему-то никак не могут понять. Он им, бедным, объясняет и так, и эдак, мол, идите к свету, разбейте эту стену иллюзии, вырвитесь из колеса сансары, откройте в себе Будду или сделайте то, сделайте это и т. д. А они обычно всё никак. Не помогает. «Ну тогда не знаю. Значит вы неспособны», – выносится последний вердикт и адепт с опущенной головой покидает зал с изображениями Будды на стенах.
Опять же заметьте, что о самом просветлении можно судить только со слов тех, кто его пережил и потом об этом рассказал. Им же обычно верят на слово. То есть, если кто-то заявил во всеуслышание, что он просветлённый, то, видимо, так оно и есть. Он не соврет. И теперь он может ходить с высоко поднятой головой. Ему всё простительно (он же просветлённый!), а все остальные подобострастно внимают всему тому, что он скажет или сделает, ничего никому не объясняя – так обычно пристало «просветлённым».
Во всяком случае, действительно, просветлённым можно простить, поскольку объяснить другим (не вкушавшим устриц), как там жизнь в этом новом состоянии, в реальности обычно очень затруднительно. Недостает необходимых слов и многие просто-напросто отнекиваются, что это, мол, неизъяснимое, или же отмалчиваются и только улыбаются в ответ. А вообще-то, следует отметить одну закономерность – чем более кто-то просветлён, тем менее он об этом говорит, поэтому всем ищущим остается лишь по каким-то внешним признакам догадываться о том, что он действительно просветлён и о том, каково оно в реальности – это пресловутое состояние просветлённости. Как бы там ни было, но у всех ищущих есть полная уверенность в том, что после его достижения жизнь становится другой. Но какой?
Вот об этом и хотелось бы поговорить.
Заранее прошу меня простить за мои откровения. Даже с самыми близкими об этом не говорил, а уж тем более о том, как там, по ту сторону.
Для начала сделаем одну оговорку и скажем несколько слов в качестве вступления. Оговорка следующая: хоть в названии и упоминается какая-то там «та» сторона, то, в общем-то, никакой «той» стороны нет. Это лишь метафора, как у Будды с «плотом» и «другим берегом». Впрочем, и стены никакой нет между иллюзией и реальностью, которую якобы необходимо разбить, и свечи никакой нет, которую необходимо задуть, и какого-то особого состояния сознания нет, которое необходимо приобрести. Собственно, и приобретать-то ничего не надо и стремиться к переживанию чего-то особенного тоже не нужно, поэтому не следует зацикливаться на всём этом.
«Ну хорошо», – скажете вы. «Допустим, что ничего не нужно менять, но всё-таки что-то происходит с человеком, раз он просветлевает. Он же всё-таки чем-то отличается от обычного человека!».
Конечно, происходит, и благодаря этому он отличается. Но давайте сначала обсудим, что с ним происходит, а потом, чем он отличается. Это как раз и будет вступление.
Прежде всего необходимо отметить, что в настоящий момент я говорю только о собственном опыте и собственных переживаниях этого феномена. У кого-то будет другой опыт и наверняка будут несколько иные ощущения и каждый сам для себя самостоятельно определяет, то ли это или же это просто-напросто показалось, поскольку во время этого на небе не вспыхивают фейерверки с надписью: «Поздравляем! Вы просветлели!» и от Бога в почтовый ящик не падает сертификат просветлевшего, а вокруг вашей головы не появляется никакого нимба.
Да, конечно, есть ощущение какого-то особого состояния, но это не шок и не опупение. Кстати, это одна из причин того, почему многие, стремящиеся во что бы то ни стало просветлеть, различные необычные состояния сознания и сопутствующие им параллельные эмоциональные переживания часто воспринимают именно как это.
К сожалению, не учитывается одна особенность – обычно в процессе переживания просветления (а оно не всегда ощущается как выстрел из пушки и может длиться в течение нескольких недель и даже месяцев, а также проходить в несколько этапов), сознание занято не этим новым состоянием, а всем тем, как оно воспринимает обыденную окружающую действительность и лишь потом, когда эмоции успокоятся, оценкой самого состояния – то есть: «Интересно, что это было со мной?».
А лучше всего гоните от себя мысль о том, что вы якобы должны во что бы то ни стало просветлеть, а уж тем более такую: «Ура! Я ПРОСВЕТЛЕЛ!!! Теперь начинается настоящая жизнь!».
Если вы действительно просветлели, то поверьте мне, вам будет совершенно до лампочки, как это состояние называется, потому что важно будет совсем другое. Вы это сами поймете и наверняка этого не пропустите, потому что сами почувствуете, как изменяетесь. Ваше состояние души будет несколько иным. Каким? Я попробую это объяснить чуть позже. Во всяком случае, оно у всех просветлённых до странности подобное. То есть независимо от того, последователем какой религии вы являетесь (если вообще являетесь), к какой традиции принадлежите и какие методы вы использовали в пути, когда вы переживете просветление, для вас это уже не будет иметь никакого значения. Вам будет глубоко наплевать на то, что было с вами раньше. Ну точно как у Будды с плотом (Ой! Sorry! Опять эти метафоры!).
Все равно непонятно? Попробую иначе.
Ну, к примеру, если взять просветлённого христианина и просветлённого даоса или даже просветлённого буддиста и подвести их друг к другу, чтобы они пообщались, а мы послушали их умную дискуссию, то у них никакого разговора вообще не будет, не потому, что у них доктрины религиозные разные и они из-за этого не найдут общего языка, а наоборот, потому, что им нечего будет друг другу доказывать, поскольку им всем и так уже все понятно без слов. Они уже пришли к Нему и поняли Его, хотя каждый и называет Его по-своему. Они по всей видимости постоят, молча поулыбаются друг другу, а потом каждый из них пойдет по своим делам и вообще забудет о встрече.
Главное, что необходимо учесть прежде всего, так это то, что после просветления продолжается всё та же жизнь в том же самом мире, с теми же самыми людьми с их теми же самыми проблемами. Всё вокруг остается таким, как и было прежде. Вокруг тебя ничего не изменилось. Мир остается прежним, каким был. И ты стоишь всё на том же берегу и вокруг плавают сотни плотов! (Дались мне эти плоты!). Только они тебе действительно не нужны, потому что тебе никуда не нужно плыть (да и других берегов нет), поскольку ты сам изменился и здесь! Это главное! И ты это будешь сам замечать за собой с каждой минутой и днём.
Внешне ты такой же, как и раньше – носишь те же самые одежды и точно так же жестикулируешь, точно так же ходишь на работу, окружён теми же самыми коллегами, занимаешься теми же делами и выполняешь те же самые обязанности, которые были и прежде и которые никуда не улетучились вместе с этим твоим пресловутым просветлением. Но вместе с тем изменилось твоё отношение ко всему тому, что тебя окружало и продолжает окружать, ко всему тому, что и как ты делал.
Это отношение не стало более критическим. Наоборот, ты перестаешь критиковать других. Внутри тебя вдруг выключился саркастически оценивающий всех и всё.
В душе стало тихо и вместе с тем умиротворенно. Ты всё чаще смотришь по сторонам и спокойно наблюдаешь за всем, что тебя окружает, без какой бы то ни было критической оценки. Ты перестаешь всех вокруг поучать. Нет, ты не перестаешь с ними общаться, но в твоем голосе исчезли авторитетные нотки и нравоучения знающего и опытного.
Теперь тебе совершенно безразлично, примут ли твою точку зрения или нет. Ты её высказываешь, но если раньше тебе казалось, что то, что ты говоришь, является очень важным, и ты отстаивал эту свою точку зрения чуть ли не с пеной у рта, и казалось, что каждая дискуссия это вопрос как минимум жизни и смерти, то сейчас ты лишь выражаешь собственное мнение и не требуешь ни внимания к нему, ни того, чтобы оно учитывалось. Если его принимают, то хорошо, если нет, то тоже хорошо. Жизнь от этого не заканчивается. Так же продолжают петь птицы, зеленеть деревья или падать снег. Каждое утро встает солнце, а Земля далее продолжает вращаться.
Каждый день приносит удовольствие, независимо от того, идет ливень или светит солнце.
Ритм жизни замедляется, но вместе с тем, ты нигде и никуда не опаздываешь, хотя и не спешишь. Вдруг начинаешь понимать, что, собственно, некуда спешить. Перед тобой ещё как минимум пятьдесят лет жизни. Времени – целый океан. Его хватит на всё и потому успеешь сделать всё, что задумал. Можно спокойно делать своё дело без спешки и суеты, шаг за шагом передвигаясь вперед.
Впрочем, и идти-то особо никуда не нужно. Ты, как любят сравнивать даосы, сливаешься с жизнью настолько, что теперь просто плывешь по ней как по реке вместе с её течением. Она тебя несёт сама. Кстати, она тебя всегда несла, только ты этого не замечал. В этом течении, собственно, ничего особенного делать не нужно. Необходимо лишь поправлять веслами направление лодки и делать то, что делалось раньше, при том совершенно спонтанно, то есть, если есть необходимость что-то делать, то делаешь. Нет необходимости – не делаешь. И если раньше суета втягивала тебя и набрасывала свой, только ей одной известный темп и смысл, то сейчас стало приятно ощущать совершенно новое, размеренное течение.
Потом ты начинаешь ощущать, что темп всё же постепенно увеличивается и ты начинаешь двигаться также ускоренно, но совершенно без всякой суеты и паники. Твои движения уже быстры, но плавны и спонтанны. Ты как рыба в горном потоке, не обращающая никакого внимания на его быстроту и плывущая туда, куда ей надо, без каких-то усилий, словно вода стоячая.
Нисколько не устаёшь. Вместе с тем, времени хватает абсолютно на всё и даже на то, чтобы теперь наблюдать эту суету вокруг себя. Необходимо лишь изредка поправлять направление лодки, чтобы пропустить отчаянно гребущего сбоку соседа, обогнуть торчащий из воды камень или вытащить из воды попавшуюся на крючок рыбёшку.
А вокруг другие снуют и гребут изо всех сил, кто с одного берега на другой, кто наоборот, кто по течению, кто против. Выдыхаются, распихиваются, выясняют отношения и хаотично меняют направление.
Появляется огромное удовольствие от наблюдений за тем, что делается вокруг. Есть ощущение постоянного присутствия и одновременно непричастности ко всему тому, что происходит вокруг тебя.
Начинаешь понимать, что имеют в виду даосы, когда говорят о жизни в соответствии с Дао. То есть ты как природа никуда не спешишь, но нет ничего, что не было бы сделано вовремя. «А как это выражается в практике?» – спросите вы. Очень просто. Ну, например, мы проезжаем сотни километров дорог и перед нами ещё столько же может быть. Расстояния такие, что специально будешь целиться – не попадешь! А нам иногда не хватает буквально одного метра, чтобы избежать столкновения! Это значит, что поскольку мы постоянно спешим и обращаем внимание только на себя, то мы давно выбились из нашего ритма жизни. То есть мы его не слушаем, а он как река. Плыви себе спокойно, никуда не торопясь. И если бы вы не проскочили вчера перекресток ещё на желтом, то сегодня бы в вас не врезался этот «козел» на «драндулете», как вы его окрестили.
Сливаясь с Дао жизни, словно плывя по реке, начинаешь замечать знаки, которые постоянно тебе подсовываются и помогают тебе принимать решения. Они пока ещё не означают конкретных явлений и событий, но ты интуитивно понимаешь, что они связаны между собой. Например, когда раньше ты звонил кому-то, чтобы выяснить, казалось бы, очень важную для тебя вещь, но никак не мог дозвониться – то его не было дома, то он был занят, то просили позвонить позже, но ты злился и всё равно пробовал. А когда ты наконец-то до него дозвонился и поговорил с ним, то оказалось, что лучше бы ты вообще не пробовал, потому что разговор ещё больше усугубил твою ситуацию. Поэтому теперь ты стараешься отказаться от волевого мышления (добиваться всего во что бы то ни стало) и больше полагаться на интуицию и знаки. Если ты не дозвонился со второго раза, значит тебе уже подсказывают, что больше пробовать не надо, а надо искать совсем другое решение. Оно наверняка будет более приемлемым. Последствия показывают, что так оно и есть.
Тебя перестанет интересовать карьера. Раньше тебе хотелось, чтобы тебя заметили и повысили. А если вдруг вместо тебя – такого опытного и знающего – заметили и повысили твоего коллегу, который, по-твоему, вообще «не шарит», то сейчас ты понимаешь, что очень хорошо, что всё-таки его, а не тебя, потому что это всё же не твоё. Во-первых, ты не сможешь быть сукиным сыном для твоих сотрудников, которые уже как приятели, с которыми проработал уже много лет в одной комнате и знаешь их как свою родню. А новому шефу нужны будут новые, ещё более громкие успехи и он будет к себе вызывать на ковер каждый день в 9. 00 и дрючить всех вдоль и поперек. И ты тогда вынужден будешь делать то же самое со своими коллегами и не спать по ночам, думая о том, как же закрыть месяц без плана. А по глазам коллег ты будешь понимать, что они в действительности теперь о тебе думают.
Да, конечно, тот, которого повысили, теперь зарабатывает больше, но у тебя душа спокойна, а тебе, оказывается, бόльших денег за счет здоровья не надо. Это во-вторых. Да и работается тебе спокойно и с коллегами дальше обо всем можете говорить. А когда приходит твой «бывший» – он теперь начальник – то ты делаешь вид, что тоже вместе с ним переживаешь за то, что он, бедный, не знает, как докладывать завтра на планерке о том, что кто-то чего-то не того, а те там вообще не туда и в этом квартале намного меньше и т.д. и т.п.
Тебя никто не донимает звонками дома. Ты приходишь домой и вообще забываешь о том, что где-то работаешь. Жена тебя встречает не поздно вечером с тревогой в голосе и с традиционным вопросом: «Ну что? Устал? Опять сегодня заседание затянулось?», а с вопросом: «Куда сегодня поедем с детьми – в парк или к маме?», а ты ей: «Конечно, к маме, а по дороге в парк!».
А потом через несколько месяцев вдруг встречаешь старого приятеля и от него ты узнаешь, что у них в бюро ищут специалиста с твоей квалификацией, но с более высоким окладом, и окна офиса выходят на парк, и метро рядом (не нужно переться четыре остановки в переполненном автобусе утром и вечером), да и друг на хорошем положении. И проработаешь там долго и спокойно.
Ты полюбишь тишину. Если раньше она тебя пугала и хотелось включить хоть что-нибудь, чтобы ее не было, то теперь она сама наполнена чем-то восхитительно приятным. Вообще-то тишины как таковой нет. Как только выключается источник посторонних звуков – радио, телевизор, магнитофон и т.п., а рядом никого нет, то поначалу есть ощущение тишины, но потом в голове включается нечто и беседует с тобой.
Кажется, что это нечто ты сам, но в роли наблюдателя. Душа присутствует в теле и одновременно она стала как будто несколько больше его, постоянно следя за всем, что происходит – за этим телом и за мыслями, текущими проносящимися в голове. Сами по себе возникают вопросы и тут же от этого наблюдателя, говорящего твоим же голосом, приходят ответы. Откуда они приходят – неизвестно, поскольку ты и наблюдатель это в принципе одно и то же, но ответы очень просты и логичны.
Начинаешь замечать и удивляться тому, что, с одной стороны, это вроде бы твои собственные мысли, а с другой стороны, тому, что раньше их не было. Сейчас же они появились и с ними достаточно приятно общаться.
В голове что-то открылось и теперь тебя интересует буквально всё, а особенно то, что касается людей – история, политика, экономика, психология, социология, философия, литературоведение и т.д. Сознание как чёрная дыра без труда втягивает в себя информацию обо всём, что попадается под руку. А главное, попадается то, о чем ты думал накануне. Ты сегодня думал о каком-то историческом событии, а завтра в интернете или в газете уже статья об этом. Тебя это забавляет.
Информация в голове без труда откладывается, собирается, анализируется и часто изнутри подсовываются совершенно неординарные выводы. Почему тебя всё это интересует, ты не знаешь, но тебе интересно. Интуитивно ты понимаешь, что раз так происходит, значит, видимо, так и надо. Где-то в подсознании тебе что-то подсказывает, что в дальнейшем с тобой должно произойти что-то очень важное и тогда всё это будет очень даже кстати. Да ты и не сопротивляешься, поскольку тебе самому всё интересно.
Ты каждый раз будешь с опаской подходить к зеркалу, потому что твоё отражение будет тебе напоминать о твоем эго, с которым ты вроде бы расстался, но, вообще-то, оно никуда не исчезло, а просто стало маленьким и почти незаметным. Но оно дальше где-то там существует и потому в каждую минуту может снова подрасти. Оно, хоть и маленькое, а как только ты подходишь к зеркалу, подмигивает тебе через твое отражение и спрашивает тебя: «Ну и как тебе в этом твоем новом качестве?».
Изменилось отношение к собственному телу. Если раньше ты воспринимал себя прежде всего как «его» – то есть как тело, то сейчас осознаешь его как организм, в котором живешь ты (вернее твоя душа). Ты его просто используешь. Отличная машина, кстати! Вот природа постаралась! Надо же такое! Благодаря ему – своему организму – ты имеешь возможность получать информацию, передавать её, самовыражаться и функционировать в нём, и даже получать удовольствие с другим организмом. Да! Да! И какое удовольствие!