Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
А. С. Пушкин.
Возможно, обыкновенное зеркало, знакомое и привычное нам с детства, это первый волшебный предмет, созданный человеком.
Если не знать тайну волшебного зеркала, то его легко можно принять за старинное бронзовое зеркало и пользоваться им, как обычным.
Свойство показывать окружающий мир и, прежде всего, то, что мы не можем видеть — своё собственное лицо, разве это не чудо? Аборигены Африки, Австралии и Океании за эти маленькие осколки стекла отдавали колонизаторам всё, что имели.
Но существуют зеркала, обладающие свойствами, в какие трудно поверить, пока не увидишь их собственными глазами. Зеркало, о котором вы узнаете в этой статье, не умеет разговаривать, но может показать то, что недоступно глазу. Согласитесь, это не мало для предмета, который умели делать за десятки веков до написания „Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях“.
Так называемая обратная сторона „прозрачного“ волшебного зеркала (Китай, бронза, 2000 год). Диаметр — 7 см, вес — 88 г, толщина: макс. — 3,4 мм, мин. — 1,1 мм. Барельеф — стилизованный цветок лотоса, окруженный символами 12-годичного цикла китайского календаря. „Солнечный зайчик“ от зеркала, показанного на фото справа. Изображение соответствует рисунку барельефа на обратной стороне зеркала.
Несколько лет назад я случайно услышал, что на территории Китая в древних храмах хранятся зеркала, которые могут показывать, где живёт Будда. Тогда же я написал об этом письмо в Китай моему знакомому любителю головоломок, профессору университета в городе Нанкине, но он ответил, что ничего не слышал о подобных вещах. Прошли годы, и неожиданно мой старый китайский друг, которого зовут Сан Янзы и которому сейчас 70 лет, сообщил, что хочет прислать мне в подарок китайское бронзовое зеркало, о котором я спрашивал когда-то. Если это зеркало направить на солнце, а отражённый „зайчик“ — на белую стену или лист бумаги, то на них появится изображение, которого нет на полированной лицевой стороне зеркала.
Вскоре пришла посылка с круглой бронзовой пластинкой диаметром 7 см, отполированной с лицевой стороны так, что ею можно было пользоваться, как зеркалом. Лицевая сторона зеркала была немного выпукла, а тыльную сторону украшал барельеф с иероглифами, покрытый патиной — окислами зелёного цвета, которые возникают на старых бронзовых предметах.
Вы можете понять моё волнение, когда я направил зеркало на солнце и подставил под „солнечный зайчик“ лист бумаги. На бумаге я увидел изображение… Не Будды, а только иероглифы, но увидел! Изображение было!
Что же говорит наука о волшебных зеркалах из Китая? Выяснилось, что на эту тему написаны десятки статей и книг. Первое сообщение было опубликовано в британском „Философском журнале“ в 1832 году, а последнюю статью о необычных зеркалах можно прочитать в Интернете сегодня. И почти каждый автор считал, что он нашёл разгадку тайны. Затем появлялся научный труд с новой версией, и поэтому для большинства учёных магические зеркала остаются загадкой до сих пор.
На родине этих зеркал, в Китае, они овеяны славой древних легенд. Одна из них гласит: однажды жена императора в солнечный день сидела в саду и занималась привычным делом — любовалась собой в бронзовом зеркале. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком круге на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф обратной стороны зеркала! Так было впервые открыто волшебное свойство китайских зеркал.
С тех пор волшебные зеркала называют в Китае „прозрачные бронзовые зеркала“, а происхождение китайской пословицы „На солнце правда всегда проступает наружу“ объясняют ими же.
Бронза (сплав меди, свинца и олова) была изобретена в Китае за 2000 лет до нашей эры, но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 годом нашей эры. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Танг, умершего примерно в 950 году нашей эры. С ним в одной могиле было 26 его жён в возрасте от 13 до 26 лет, которые не имели права жить после смерти мужа-императора. И на всех жён всего лишь одно магическое зеркало. Вот как мало их тогда было.
Мастер, полирующий бронзовое зеркало. (Фрагмент старинной японской гравюры из собрания Британского национального музея.)
Но через 500 лет, в эпоху правления династии Мин (1368–1644), волшебные зеркала уже перестали для правителей Китая быть большой редкостью, и зеркала именно этой эпохи сейчас можно увидеть в крупнейших музеях мира.
Возможно, тайна появления изображения на зеркале была не известна и самим китайским мастерам. Дело в том, что в среднем только одно из сотни сделанных зеркал проявляло волшебные способности. Первые попытки объяснить их причину предпринял ещё в XI веке китайский ученый Шен Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем более толстая, что приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности. Древние китайские поэты давали свои, поэтические объяснения „прозрачности“ металлических зеркал. Этих объяснений поэту Кин Ма, например, хватило на целую поэму.
Англичанин Джон Свинтон — первый известный нам европеец, увидевший волшебное зеркало. Он купил его в 1831–1832 годах в Индии в Калькутте, куда оно попало из Китая, и тут же отправил зеркало в Англию Дэвиду Брюстеру. Сэр Дэвид Брюстер (1781–1868) был шотландским физиком, известным своими открытиями в области поляризации света. Кстати, он изобрёл любимую нами с детства игрушку-калейдоскоп и был автором ещё нескольких оптических игрушек. Сэр Дэвид изучил полученное зеркало и опубликовал отчёт в „Философском журнале“. Отчёт начинался с сообщения, что это зеркало „…удивило дилетантов и сбило с толку философов Калькутты“. А затем сэр Дэвид раскрывал секрет. По его мнению, изображение, порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется. В заключение он рекомендовал организовать производство и продажу таких зеркал в Англии, что будет очень прибыльным делом. Но вместо зеркал по его рецепту в Европе появились другие научные доклады с другими рецептами.