ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Досуг, хобби » Сборка модели пинаса с конверсией в прибрежное судно


Сборка модели пинаса с конверсией в прибрежное судно

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Малая Сергиево-Посадская судоверфь – 2015 год

Пинас – прибрежное судно

(судно азовской флотилии 18 века)

http://sh.uploads.ru/tq74G.jpg

[W006]  1/48 Le Requin Longboat – самый большой и дорогой минивуденкит для сборки пинаса.
Его большой плюс – после сборки у Вас в руках окажется вещь, подобную которой подавляющее большинство людей не держали в руках, а многие ни разу в жизни не видели в реале. Меня товарищи благодарили только за то, что они могут подержать ее в руках.

Модель пинаса – наибольшая из всех имеющихся минивуденкитов, длина ее корпуса 25 см. Разумеется, мне захотелось дооснастить ее мачтами, парусами, якорями, пушками.
Пинас использовался как шлюпка на средиземноморских судах в т.ч. шебеках, одну из которых мы уже собирали. В минивуденките набор деталей для сборки пинаса от другой шебеки — Ле Регуин, сохранившейся до наших дней в музее. Перед нами модель действительно древнего пинаса. Как и другие средиземноморские суда, пинас отличается от барказа — шлюпки океанских судов, более острыми обводами корпуса, т. е. он более «стройный».
Мы будем собирать модель с конверсией в прибрежное судно, поэтапно за несколько обзоров. В первых только стереотипная сборка набора с небольшими ухищрениями о которых ниже. На следующем этапе – дополнения, в т.ч. якоря, мачты и т. п.

http://sh.uploads.ru/JYB1i.jpg

В качестве прототипа взята модель скампавеи, см. фото выше.
В XVIII веке пинасы небольших размеров, вооруженные парусом, могли использоваться в разведывательных и посыльных целях, для транспортировки сообщений между линейными кораблями, для входа в гавань впереди флота, подхвата почты и т. д.

Наша модель
[W006]  1/48 Le Requin Longboat, конверсия – прибрежное судно 18 в.:

http://sh.uploads.ru/rabGZ.jpg

1. Собираем стапель и корпус судна

Я планирую сделать из одного набора деталей три модели, поэтому при сборке оставляю стапель разборным, т. е. собираю его на офисных зажимах-прищепках.
Для этого под дно стапеля подкладываем еще один слой фанеры или картона — подложку для того, чтобы продольные гребенчатые доски не приклеивать к стапелю.
Перед началом работы промаркируем все шпангоуты в трех местах: на фанере-основе маркируем место шпангоута, чтобы можно было вырезать еще один такой же используя ее как лекало. На прямоугольном основании проверяем метку, и на треугольной части ставим еще одну, она потребуется при сборке третьей модели, а может быть и четвертой. При сборке первой модели используем нечетные шпангоуты и кормовой — 34-й шпангоут. Для второй сборки остаются четные, но нам придется заново вырезать первый и кормовой при каждой новой сборке. Сохраняем все детали шпангоутов, если планируем сборку второй модели!

Первым собираем стапель и устанавливаем на него нечетные шпангоуты. Если нет необходимости делать вторую модель, ставим все шпангоуты:

http://sg.uploads.ru/FIiy4.jpg

http://sh.uploads.ru/Yd8Q9.jpg

Установив шпангоуты, приклеиваем к ним фальшкиль. Делаем это внимательно, чтобы не приклеить его к доскам стапеля. Сохраняем фанерку из которой он вырезан, чтобы сделать еще один такой же для сборки второй модели.
На фото виден собранный на зажимах стапель и приклеенный к шпангоутам фальшкиль.
Далее вырезаем рейки обшивки корпуса, размачиваем их в воде, изгибаем и приклеиваем их по месту к шпангоутам попарно с обеих сторон. При первой сборке я использовал ниже условной ватерлинии ореховые рейки из шпона толщиной 0,5 мм и шириной 7 мм, вырезая каждую пару по своему шаблону. Шаблоны изготовляются из картона, на него нужно наклеить миллиметровку для удобства, вырезать полоски шириной реек обшивки — 7 мм и каждую обрезать по месту приклеивания рейки по длине и по форме, заостряя к краям.
А выше ватерлинии приклеиваем три рейки из красного дерева идущие в комплекте кита. Каждой из них я плавно уменьшал ширину в носовой части вдвое до 1,5 мм.  На фальшборт полуюта нужно приклеить еще одну целую рейку и одну половинной ширины 1,5 мм, для нее я разрезал рейку вдоль. Но можно приклеить две целые рейки и сошлифовать лишнюю высоту при установке планширя.

http://sg.uploads.ru/N2uZc.jpg

Чтобы получить что-то подобное следующим фото, нам осталось установить наружный киль, форштевнь и ахтерштевнь из вишни из набора деталей. Приклеить две доски красного дерева на транец, т. е. кормовые доски, и обшить фанерный кормовой шпангоут декоративным шпоном с обеих сторон. Транцевую доску лучше изогнуть как на фото ниже. Для этого ее нужно не менее получаса размачивать в теплой воде, а изгибая следить за т.н. "винтом". Перед установкой размеры транца следует подогнать по месту наждачной бумагой.
Различие ореха, он коричневый, и красного дерева видно на фото.

http://sh.uploads.ru/Z6OMz.jpg

http://sg.uploads.ru/sgePH.jpg

Наклеиваем киль, форштевнь и ахтерштевнь. Видно, что форштевнь недостает до края обшивки. У меня погибь борта получилась больше исходной. Здесь можно либо сошлифовать излишнюю погибь до приклеивания, либо надставить форштевнь, как я и сделал далее. Надставка делается из той же доски, что и форштевнь!
Теперь все тщательно проверяем на симметричность, тщательно проклеиваем места, где обшивка отстает от шпангоутов, сушим не менее суток и разбираем стапель.
Обращаю Ваше внимание на то, что длинные корпуса из тонких реечек, которые мы в процессе сборки вымачиваем и выгибаем, неизбежно «ведет» в стороны при высыхании, левые и правые части (стороны) различаются по форме или оказываются разными по длине, ширине или высоте. Поэтому симметричность сборки корпуса необходимо контролировать 2-3 раза в процессе приклеивания реек. В это же время нужно проконтролировать, чтобы рейки надежно приклеивались ко всем шпангоутам и не отставали от них, что создает дополнительные неровности корпуса.
Здесь же в однослойных корпусах нужно контролировать плотность прилегания реек друг к дружке, т.е. отсутствие щелей в обшивке и добиваться, чтобы рейки при высыхании не выгибались наружу по ширине т.е. в сечении. Для их фиксации при наклеивании есть специальный инструмент которым их притягивают к предыдущим рейкам, но у меня такого нет.
Сушим не менее суток прежде чем начать разборку стапеля!

(продолжение следует, статья длинная)   Elleanelle@mail.ru

Отредактировано Elleanelle (2015-04-07 10:44:56)

0

2

http://sh.uploads.ru/83UXe.jpg

http://sg.uploads.ru/Mtmf4.jpg

Частично разбираем стапель, обрезаем шпангоуты и освобождаем готовый корпус. Теперь его нужно хранить строго горизонтально и нам потребуется временная подставка. Ее можно сделать из использованной пластиковой крышки как на фото ниже.
Сейчас мы будем оснащать деталями внутреннюю сторону модели. Перед установкой нужно удалить с внутренней стороны потеки клея и другие особенности оставшиеся от сборки, т. е. зашкурить внутреннюю сторону используя наждачную бумагу 240 dpi или более тонкую.
Устанавливаемые детали также можно, а иногда нужно, зачистить наждачной бумагой 400-600 dpi. Нагар от лазерной резки зачищается сначала бумагой 120 dpi, очень осторожно, чтобы их не сломать, а затем бумагой 240-400 dpi. Это касается и установленных ранее деталей.
Приклеиваем четные шпангоуты вырезая их из рейки или шпона ореха или красного дерева шириной 1,5 мм. Для этого отрезаем куски рейки по ширине судна с необходимым припуском на кривизну, размачиваем их в горячей воде, изгибаем и наклеиваем на места четных шпангоутов. Фиксируем обычными прищепками до схватывания клея.
После высыхания клея можно выровнять борта по высоте т. е. подготовить их к установке планширя.
Далее приклеиваем внутреннюю накладку из красного дерева на киль — фальшкиль. Не написал ранее — я пользуюсь клеем ПВА фирмы «Erich Krause» из супермаркета.
После этого приклеиваем доску бака (т. е. на самом носу модели) для обеспечения прочности носовой части и часть досок полуюта, кормы, в т.ч. палубную доску полуюта с той же целью. При этом вырезаем и часть банок — перекладин для сидения, лавочек, их используем для установки ширины лодочки. За шириной корпуса нужно следить, как только мы начнем приклеивать доски внутри, его тонкие борта не смогут сохранять форму как на стапеле, будут или сжиматься или расходиться. Для сохранения формы можно использовать банки, либо сделать из плотного картона мидель-шпангоут и вставить его в корпус.
На фальшкиль наклеиваем подпятники мачт. В комплекте кита только один. Если предполагается установка двух мачт, второй подпятник нужно сделать аналогично первому из обрезка той же доски кита, из которой вырезан первый подпятник. Его наклеиваем когда определим его место, с учетом положения первой банки, толщины и наклона фок-мачты.
Здесь же нужно сделать и новую первую банку с фигурным вырезом под фок-мачту, смотрим фото ниже. Но можно использовать и банку из набора, только вырезать под мачту другое крепление.
Если устанавливается только одна мачта, то ее крепление можно сдвинуть на одну банку вперед, чтобы она оказалась впереди миделя, а не позади как на чертежах и на нашем пинасе.
Полуовальные доски палубы нужно установить горизонтально, а не так как рекомендует схема в наборе. Для этого вырезаем под них треугольные прокладки, чтобы палуба оказалась в центре судна выше фальшкиля и горизонтально. Эти подкладки расположены под досками палубы и на фото не видны, поэтому их можно изготовить из любой древесины. Зато теперь наша палуба горизонтальна, как и на любом настоящем корабле, см. фото ниже. У меня она немного изогнута к носу и корме, но при желании можно ее сделать ровной. Не забываем сделать в ней отверстие под фок-мачту, см. фото ниже.

http://sg.uploads.ru/ORLnv.jpg

На фото можно увидеть и подлегарс / ватервейс — длинную рейку вдоль борта внутри судна на которую прикрепляются банки. На нее же предполагается и крепление клевантов, для установки такелажа, поэтому я сделал ее из двух склеенных вместе реек шпона, рейки из комплекта кита не использовал. Перед наклеиванием подлегарса на шпангоуты еще раз проверьте симметричность модели и обязательно установите одинаковую высоту бортов. После этого я использовал кусочки картона шириной 5 мм чтобы установить подлегарс ровно на 5 мм ниже борта в средней части модели.
Немного о мачтах — я делал их вместе с корпусом и они есть на фото. Диаметр отверстий под них в банках — 6 мм, а расчетная толщина мачт — 4 мм. У меня есть (английские!) рейки южной сосны диаметром 5 мм (из нее как правило изготовляли в реале мачты малых судов!). Из нее вырезаны обе мачты. Их толщина к топу уменьшается до 3 мм. На топе установлен топ-блок квадратного сечения 5 мм.

http://sg.uploads.ru/Z09UX.jpg

http://sg.uploads.ru/eACDq.jpg

http://sg.uploads.ru/F0R4f.jpg

Следующими устанавливаем банки, т. е. лавочки для сидения. Я их выгибал наружу (вверх), но допустимо их оставить плоскими, я сомневаюсь в том, что на реальных пинасах банки были выгнуты — на современных шлюпках в музее они плоские. Часть банок совпадает со шпангоутами, это хорошо, т. к. увеличивает прочность конструкции, но требует сделать фигурные вырезы под шпангоуты в торцах банок. Фактически мы здесь в первый раз приклеиваем «встык» торцы банок к корпусу. Полученное соединение скорее всего будет не прочным, поэтому после высыхания клея следует еще раз промазать места соединения!
Перед наклеиванием на две мачтовые банки нужно надеть латунные крепления мачт — на модели они исполняют чисто декоративные функции. Крепление состоит из полукруглой латунной скобы под мачту и двух прямоугольных для закрепления этой скобы на банке. Они соединяются пайкой или гвоздиком с клеем и надеваются на банку. Одно крепление идет в комплекте кита на фототравленной латунной планке, а второе можно сделать из рамки удерживающей детали фототравления. При отсутствии латуни, крепление можно сделать из фольги других металлов.
После высыхания клея, приклеиваем планширь. Я устанавливал первой часть планширя на полуют, т. е. кормовую часть. Разумеется он у меня при этом раскололся. Как я уже писал тонкие деревянные детали не редко ломаются, их нужно склеить ПВА и подождать не менее часа до схватывания клея. По длине доски почти идеально совпали с корпусом.
После высыхания клея следует еще раз промазать клеем щели т. к. мы и здесь приклеиваем «встык» к торцу тонких планок корпуса, и соединение скорее всего будет не прочным.
Далее нам нужно размочить в воде концы досок передней части планширя, чтобы изогнуть их в сторону полуюта и после их высыхания приклеить. Можно и не изгибать планширь, а наклеить полукруглое сочленения кусочками из остатка его планки. При установке я использовал медные скобы вставленные в отверстия уключин так, чтобы при наклеивании они оказались внутри корпуса модели, см. фото. Это необходимо для того, чтобы уключины наклеивать также внутрь.
На этом мы с Вами выполнили основные операции стереотипной сборки минивуденкита и перед нами модель пинаса. Остались не установлены: уключины, не сделаны весла, руль и т. п. В следующем репортаже мы начнем конверсию модели или установку дополнений.

http://sh.uploads.ru/V5v2l.jpg

http://sg.uploads.ru/fqtC9.jpg


(продолжение следует, статья длинная)   Elleanelle@mail.ru

Отредактировано Elleanelle (2015-04-09 09:32:28)

0

3

2. Конверсия кита в прибрежное судно

Из стереотипной сборки остались не установлены: привальный брус и кормовой узор, уключины, не сделаны весла, руль, и т. п.. Еще одно кормовое украшение будет на надстройке. Третье украшение на подставке под модель.

К конверсии относится:
Мачты и рю,
Якоря и битенги,
Бочка для воды,
Кормовая надстройка,
Узоры,
Фальконеты.

Делаем подставку

http://sh.uploads.ru/rCQEV.jpg

http://sg.uploads.ru/xgS2W.jpg

Подставка с вырезанными из красного дерева (сапеле) рыбками — аппликация на фанере — крышке от минивуденкита. При изготовлении подставки мы не используем штатные держатели модели из кита, а вырезаем свои фигурные из фанеры. На нашей аппликации две золотые рыбки и акула. Сначала нужно найти, распечатать в масштабе, наклеить на картон, примерить и вырезать из шпона красного дерева фигурки рыбок, дельфинчиков, а можно и бабочек или листиков, если Вам так больше нравится и приклеить эти фигурки. Сапеле — мягкое дерево пригодное для фигурной резки, кроме него можно использовать шпон липы, бальзы, а из тонкой фанеры, толщиной 1 мм можно вырезать фигурки обычными ножницами.
При склеивании нам придется прижимать аппликации к подставке грузом, т.к. намоченный клеем шпон будет немилосердно сворачиваться трубочкой. Не позволяйте ему свернуться — при разворачивании фигурка сломатся! Впрочем, если приглядеться к фото, то дальняя рыбка состоит из трех частей — тела, хвостика и верхнего пера на хвосте. Поэтому нужно подготовить груз заранее. Быстро намазать деталь, приложить ее и прижать грузом, пока она не свернулась прямо в руках.
Держатели приклеиваем после полного высыхания аппликации. После этого зачищаем поверхность наждачной бумагой 600 dpi и покрываем маслом. Использованное мною льняное масло сильно желтит поверхности, как видно на фото. Для меньшего пожелтения следует использовать рафинированное ореховое масло. К тому же, можно предварительно отбелить дерево перекисью водорода или пергидратом натрия. Я не буду описывать подробно технологии вощения и отбеливания — если кому-то они интересны — спрашивайте. Но несколько слов нужно сказать.
Льняное масло, как купленное в аптеке, так и из супермаркета обойдется нам дешевле олифы того же качества! Воск разбавленный льняным маслом будет дешевле мебельного лака! Наконец ореховое масло из аптеки по цене 40 р за 50 грамм дешевле аналогичного модельного / мебельного тунгового масла! По цене 1600 р литр плюс еще и доставка, т. к. тунговое масло Вы вряд ли найдете в местном магазине. К тому же, пергидрат натрия взятый из импортных таблеток отбеливателя для белья будет в разы дешевле специального отбеливателя древесины, если его не покупать тоннами! Т.о. дедовские технологии имеют массу преимуществ перед современными — дешевле, менее токсичны — не используют растворители, более экологичны и т. п.
Примечание: ореховое масло не следует использовать для пропитки мебели — оно не сохнет, т. е. мебель будет несколько месяцев пачкать одежду.

Мачты сделаны из трех частей — штуки диаметром 5 мм, т. е. мачгы, топ-блока на топе и шпора внизу. На грот-мачте установлен флагшток. Длина мачт у меня 15 см, и 13,5 см.  Из них 2 см — топ-блок мачты из квадратной рейки 5 мм. Мачта на 3 см внизу цилиндрическая, затем ее диаметр плавно уменьшается вверх до 3 мм. Шпором служит бамбуковая рейка диаметром 2,5 мм, для ее установки в мачте делаем отверстие такого же диаметра и вклеиваем шпор. Выступающий конец шпора делают квадратным, чтобы мачта не поворачивалась, но на модели его не видно, так что можно оставить круглым.
Для установки топа — наоборот, отверстие делаем в топ-блоке, а верх мачты стачиваем до 2,5 мм. В топ-блоке делаем отверстия для фала и т.п.
Длина флагштока произвольная, у меня она — 3 см , его диаметр 1,5 мм. Все элементы мачты сделаны из южной сосны, только из разных реек. На верхнем фото они до пропитки воском, а на нижнем после нее. В обоих случаях видно насколько они различаются по цвету! Для устранения этого эффекта следует обесцветить элементы мачты перед сборкой, например, перекисью водорода.
Блоки куплены в модельном магазине, за исключением фал-блоков, цена которых в магазине Вас удивит, поэтому их лучше сделать самостоятельно. Битенги и клеванты сделаны из круглой ореховой рейки диаметром 2 мм.

Сделаем и приклеим привальные брусья вдоль корпуса модели с его внешней стороны. Брусочек из красного дерева шириной 1 мм возьмем из кита, т. к. вырезать самостоятельно такие тонкие и ровные по ширине полоски шпона затруднительно (нл, поскольку при этом тратится не много материала, можно отрезать не два, а 4-5 брусьев и выбрать из них более ровные). Для приклеивания прямо на поверхность корпуса в средней части наклеим полоски изоленты шириной 5 мм или другой ширины если Вы хотите разместить его на другом расстоянии от планширя. Вплотную к ним мы наклеим наши брусочки и они будут отстоять от планширя ровно на ширину ленты — 5 мм!
Брусочки не нужно предварительно вымачивать! Они и так достаточно ломкие. Осторожно намажем клеем ПВА одну поверхность брусочка, подождем минуту пока клей частично впитается и размягчит древесину и наклеим брусочек под полоской изоленты в средней части, а на носу и корме параллельно бортам. После высыхания клея снимаем изоленту и при необходимости дополнительно подклеим брус с помощью иглы. Затем наклеим волнистые узоры из кита на корму, латунные волнистые пластинки я не использовал — без них узор мне нравится больше.

Постаменты для фальконетов из 5 мм квадратной рейки длиной 15 мм, над бортом она выступает на 8 мм. Сверху в них высверлены отверстия по диаметру стойки фальконета. В нижней части постаменты нужно обработать по месту склейки, т. к. борта идут не вертикально а под углом, а фальконеты должны стоять вертикально. 
После приклеивания постаментов устанавливаем уключины, поскольку они из латуни, ПВА их не клеит(!) — желательно использовать специальный клей: UHU универсальный клей (по дереву) — в разных магазинах он может называться по разному!
Руль оснащаем латунными креплениями собранными и закрепленными пайкой.

Сделаем и приклеим балки для тента или кормового навеса. Каюта из него получается после натягивания на него сверху брезента.
На фото прототипа балки навеса удерживаются четырьмя опорами, но я оставил только две — первую и последнюю, без них не обойтись. Дело в том, что при четырех опорах навес нужно собирать отдельно от модели и наклеивать целиком. А на двух опорах можно собрать прямо на модели. Опоры сделаем из двух слоев шпона красного дерева, ширина реек 3 мм
Балки навеса сделаны из розовой груши толщиной 2 мм и шириной 3 мм. Длина балок — 7,7 см, по длине юта. Боковые балки изогнуты по кривизне бортов (планширя). Для крепления к опорам в балках сделаны пазы (вырезы), они обеспечивают жесткость конструкции.
Внутри кормовой опоры вклеен узор из орехового шпона (на фото снять его не получилось, когда сфоткаю — вставлю).
Гребцы обязательно захотят попить воды, поэтому предусмотрите бочку, у меня она на корме, ее размеры — длина 10 мм, диаметр 8 мм. Я купил ее в магазине, но ее легко сделать самостоятельно.

Теперь можно окончательно зашкурить модель, используя бумагу 400 - -600 dpi, проверить — все ли элементы надежно приклеены. И, предварительно разогрев модель на батарее или электрическом радиаторе, отправить в первое плавание по ванночке с расплавленным воском — ванночку нужно нагревать на батарее или в водяной бане, чтобы ее температура не превысила 70 градусов иначе не гарантируется прочность клеевых соединений!

http://sh.uploads.ru/xzYad.jpg

http://sg.uploads.ru/kUtD9.jpg

Мы завершили первый этап сборки модели, на следующем этапе устанавливаем мачты, такелаж и рю с парусами. Об этом будут дальнейшие репортажи.

(продолжение следует)

2.04.2015 Элличка из Изумрудного города Elleanelle@mail.ru.

Отредактировано Elleanelle (2015-04-17 09:27:34)

0


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Досуг, хобби » Сборка модели пинаса с конверсией в прибрежное судно