Тела человека связываются друг с другом различными каналами, из которых главными являются чакры. Функционально чакры предназначены для передачи различных информационно-энергетических потоков через человека: из эгрегора во внешний мир и обратно. Каждая чакра способна пропускать через себя очень широкий спектр потоков, как высоких, так и низких, и, соответственно, имеет свои проекции на каждом из семи тел. Таким образом, если тела представлять себе расположенными горизонтально, каждое на своей полосе частот характерных вибраций, то чакры, суть, наоборот, вертикальные каналы, проходящие каждый через тело, но имеющие специфическую вибрацию, т. е. характерный для чакры обертон, который ощущается на каждом теле, но немного по-своему.
Муладхара, или чакра жизни и смерти, имеет пафос выживания; она широко раскрывается и транслирует сильный энергетический поток в ситуациях, угрожающих жизни человека. При этом в нем иногда просыпаются древние инстинкты, восходящие к животному миру ("озверение"). Муладхара постоянно включена, например, у участников трудного похода в природных условиях, где добывать себе пищу и обеспечивать минимальные жизненные условия приходится с известным напряжением. Таким образом радости Муладхары это с трудом заработанный ужин, спокойная ночь после тяжелого дня, с трудом добытые деньги, необходимые для самых насущных потребностей, безопасные условия жизни семьи.
Свадхистхана, или половая (сексуальная чакра) имеет пафос процветания и размножения (продолжения рода). Когда человек (народ) выбирается из нищеты с ее муладхарным пафосом (высшее счастье — внезапно упавший с неба кусок сыра, которым можно заткнуть вечно голодное брюхо, или долгожданная премия, которой можно отчасти залатать зияющие дыры семейного бюджета), он попадает в зону процветания с ее совершенно иными законами и проблемами. Теперь можно с чувством расположиться в окружающем пространстве, с удовольствием констатировав: "Хорошо сидим!", вкусно поесть, тщательно изучив меню, после чего предаться плотским радостям более предосудительного толка. Идеал человека свадхистханы это дом — полная чаша, семья со многими детьми и, возможно, женами и наложницами. Здесь семья и дети играют очень существенную роль — семья (в частности, сексуальная жизнь) это способ расширения и воплощения своего эго, а дети рассматриваются как продолжение себя в будущем, т. е. залог личного бессмертия.
Манипура, или чакра (низшей) воли имеет пафос прямого энергетического управления как собой, так и внешним миром. Человек манипуры это волевой человек в обычном значении этого выражения, т. е. человек, чьей прямо выраженной воле трудно противиться. Другое ключевое для энергетики манипуры слово это (прямое) давление, т. е. опять-таки сила, ощутимая почти физически.
Манипура это чакра спортсменов ("спортивная злость"), чиновников и жестких религиозных проповедников, вколачивающих веру в человеческие души с помощью нагайки. Праздник манипуры это упоение своей властью учителя, строгой дисциплиной подчинившего себе класс, военный парад с вымуштрованным личным составом войск, или аналогичная сцена в пределах семьи, или любой начальственный акт в рамках послушной бюрократической системы. Вообще насколько свадхистхана тепла и по первому ощущению "душевна", настолько манипура жестка и холодна — и тем не менее ее искушение, т. е. искушение прямой власти над миром, тоньше и опаснее искушения роскошной праздности и ленивой сексуальности свадхистханы.
Анахата, или сердечная чакра, имеет пафос возвышенной или Божественной любви, не имеющей ничего общего с теплотой и задушевностью ("сладостью") свадхистханы. Излучение анахаты это, скорее, особый свет, озаряющий мир и совершенно его преображающий. Поток анахаты дает невыразимое ощущение Божественного присутствия, которое может быть переживаемо человеком как возвышенная любовь мира (или его части) к человеку, но это не обязательно: свет в потоках анахаты может предстать как особое видение тонкой гармонии мира, или как невыразимое сокровенное знание, или как чувство скрытой осмысленности своего жизненного пути, и еще многими другими способами. (Цвета чакр традиционно идут по радуге: муладхара — красная, свадхистхана — оранжевая, манипура — желтая, анахата — зеленая, вишудха — голубая, сахасрара — фиолетовая). Зеленые потоки анахаты холодны, они создают ощущение отчужденности человека от мира, но и огромной потенциальной власти над ним, так как анахата выше манипуры. Они несут человеку радость освобождения от плотных оков проявленного мира и ясно, хотя и интуитивно ощущаемую связь с тонким. Вместе с тем, в анахате тонкий мир еще не проявлен ни в каких формах.
Он как бы говорит: "Я — первоисточник, причина и тайное содержание видимого мира, но Я — это не он". Поэтому любовь людей анахаты всегда несколько отдаленно-отчуждена, она может быть очень действенной, но не лично теплой: человек анахаты видит Бога за другим человеком, но не в непосредственных его проявлениях: страданиях, проблемах и капризах; другими словами, он ясно видит и любит высшее начало в людях, но не их мирские оболочки. Аналогично, человек анахаты может видеть высокую гармонию, стоящую за внешним миром, но не нашедшую в нем (по его ощущению) адекватного выражения, или безупречность переплетения жизненных перипетий своих знакомых, но не их (знакомых) конкретного поведения в собственной жизни, т. е. ощущать мудрость замысла Проведения, но не исполнителей Его ролей.
Вишудха, или горловая чакра, имеет пафос совершенной формы или, иначе говоря, Бога, проявленного в мире. Невыразимое на уровне анахаты оказывается материализуемым при включении вишудхи, и это производит на человека анахаты (святого) впечатление чуда. Человек вишудхи это античный бог, совершенный в своем проявлении, которое всегда исполнено Божественной любви и есть то или иное ее оформление и воплощение — но увидеть и оценить это может лишь человек анахаты. Вишудха — чакра людей искусства с сильным религиозным каналом — это иконописцы, сочинители и исполнители духовной музыки и т. д. Конечно, и "светское" искусство может идти на потоках вишудхи, но тогда в нем, независимо от сюжета, все равно ощущается Божественное присутствие и совершенство выразительных средств.
Аджна, или третий глаз, имеет пафос мудрости или высшей воли человека.
Человек аджны видит различные способы проявления Бога в мире и огромное количество путей Богопознания отдельных людей и целых народов. Если человек анахаты воспринимает некоторый высокий эгрегор, а человек вишудхи способен донести его вибрации до других, воплотив их в те или иные материальные формы, то человек аджны способен войти в контакт с несколькими высокими эгрегорами, которые через него вступят во взаимодействие друг с другом, существенно изменив структуру тонкого (а затем и плотного) мира. Здесь преодолевается сектантство и реализуется принцип духовного сотрудничества, что для высоких эгрегоров очень непросто. На низком уровне это материализуется как некоторая эклектика, на высоком — как синтетическое религиозно-философское Учение, ведущее большие народы. Сильная аджна характерна для поэтов с выраженной ассоциативной и метафорической акцентуацией (Осип Мандельштам, Иосиф Бродский). Так называемые философы часто творят в очень жесткой парадигме с практически закрытой аджной; особенно это касается сильно ментализированных концепций нашего времени, энергетика которых скорее манипурная.
Сахасрара, или дыра Брамы — чакра непосредственного управления человека высоким эгрегором. Такие выражения, как "жизнь в Боге", "сосуд Божий" имеют в виду преимущественно (по сравнению с другими чакрами) открытую сахасрару.
Если в анахате Бог являл себя косвенно, ЗА миром, в вишудхе высокий эгрегор оформлялся с помощью человека ДЛЯ мира, а в аджне различные высокие эгрегоры выясняли через человека свои отношения друг с другом, то при открытой сахасраре у человека появляется ощущение, что весь мир и есть Бог, и сам он в первую очередь тоже Бог, вернее, некоторая Его послушная эманация, тесно связанная со всеми остальными Его эманациями, которые суть другие люди, деревья, кусты, шлакоблоки и все остальное без исключения. Здесь характерны ощущения тотального единства мира, осмысленности каждого его проявления и динамики развития: как в целом, так и для любой его частички в частности. При раскрытой сахасраре все находит свое место, и такое, какое оно есть, все исполнено любви, благодати и высшего смысла. Человек ощущает себя счастливым и любимым слугой Великого Господина, который лично и с удовольствием заботится о всех подробностях жизни человека.
Чакры дают естественное деление процесса развития человека (вообще говоря, любой системы или объекта) на семь основных фаз или этапов.
Первая фаза — муладхара — это фаза рождения (чистая радость существования, которое вовсе не тривиально, поскольку вопрос: жить или не жить — совсем недавно стоял очень остро. Эта чакра (и фаза) характерна для революционеров всех видов. Для нее очень актуален вопрос о средствах, так как они в большой мере определяют будущее развитие родившейся системы.
Вторая — свадхистханная — фаза развития заключается в закреплении системы на уровне устойчивого существования; здесь важную роль играет ее воспроизводство (для животного мира это воспроизведение себе подобных, для автомобильной индустрии — система мастерских и асфальтовых дорог). На этой фазе проблемы выживания сменяются проблемами пышного развития, которое сначала мыслится в рамках первоначальной идеи, но довольно быстро изменяет ее, иногда до неузнаваемости, поскольку обнаруживаются многие неучтенные обстоятельства, или несущественные детали приобретают первостепенное значение; по поводу этой фазы часто можно услышать реплику "жизнь берет свое". Если муладхара представляет радость спасения от гибели, то свадхистхана — радость жизни, уверенной в себе и своем завтрашнем дне. Это, может быть, не полное изобилие, но уж точно не голод.
Третья — манипурная — фаза развития обнаруживает новый идеал — это усиление: если свадхистхана празднует пышность кроны, то манипура озабочена толщиной ствола. Когда страна богатеет (свадхистхана), она в некоторый момент начинает заботиться о вооружении и защите от врагов, внешних и внутренних. На свет выплывает волшебное слово "власть" как предмет основного вожделения; в качестве инструмента власти появляется та или иная жесткая структура, например, страна обзаводится армией, административным аппаратом управления и системой тюрем; человек придумывает себе жесткие правила жизни и контроля над собой.
Четвертая — анахатная — фаза развития — это высветление системы, в которой обнаруживается Божественный замысел и смысл. Здесь Бог еще не виден ясно, но Его присутствие ощущается во всем: система исполняется благодати и некоторого скрытого высокого звучания и значения. Видно, что система сделана по Божьему замыслу, и в ней проявилась Его любовь, хотя сказать, в чем именно, может быть трудно. Такие чувства вызывает птенчик, еще не выпорхнувший из гнезда — что из него выйдет, пока непонятно, но Божье участие в его творении несомненно.
Пятая — вишудховская — фаза развития представляет совершенное оформление системы — религия, например, обретает вид, пригодный для человечества и удобно вкладывающийся в жизнь: ритуалы, обряды — словом, оцерковляется. Здесь первоначальная идея получает адекватное воплощение в формах, но отделена от остального мира. Самолет построен и очень красив, но пока не летает, а стоит в ангаре.
Шестая — аджновская — фаза развития подготавливает систему ко включению в окружающий ее мир как элемент. При этом происходит ее полное переосмысление, и обнаруживается масса новых, неожиданных для ее создателей качеств и свойств как ее элементов, так и возможностей системы в целом.
Пробные запуски самолета обнаруживают, что он устойчив в полете, с него можно снимать карту местности, охотиться на волков и опылять поля. Он проходит всевозможные испытания, сопрягаясь с различными другими объектами и подсистемами Аэрофлота: воздухом, тучами, дорожками аэродромов и т. д.
Седьмая — сахасрарная фаза — обнаруживает явное присутствие высшей воли, создавшей систему как элемент Целого. При этом система обнаруживает способность выполнять уникальные, лишь ей свойственные функции в рамках функционирования Целого, являясь в то же время символом и подобием.
Происходит видимое наполнение системы высшим смыслом существования, и в нерасчлененном синтезе с Целым она обретает полноту бытия. Самолет заправляется горючим, берет на борт пассажиров и по графику осуществляет полет, радостно ощущая себя незаменимой структурной единицей Аэрофлота, неразрывно связанной со всеми остальными.
Каждый человек (как и общество в целом, а также любая группа людей — семья, коллектив завода, страна, этнос) находится на некотором эволюционном уровне, который характеризуется чакрой или, более точно, триадой: уровень-план-подплан. По мере развития этот уточненный уровень меняется — в целом возрастает, но иногда на какое-то время уменьшается (под возрастанием понимается движение от муладхары к сахасраре, так что, например, человек анахаты эволюционно выше человека свадхистханы; при равенстве уровней следует сравнить планы, если и они совпадают, то подпланы). Однако, хотя даже в рамках уточненного уровня, т. е. подплана, находится довольно широкая полоса вибраций энергетического потока, и, вообще говоря, его освоение может занять много времени (иногда несколько воплощений), тем не менее, "широк человек", как выразился Федор Достоевский, и многие люди рассредоточены на эволюционной лестнице, т. е. в некоторых ситуациях находятся на одном уточненном уровне, а в некоторых — на другом, причем не обязательно соседнем (в смысле — отличающемся на один подплан). Здесь автор имеет ввиду не кратковременные медитативные подъемы вверх, случающиеся в жизни каждого человека, но именно раздвоенность (реже растроенность) основного существования, когда в человеке постоянно ощущаются вибрации двух (или более) разных уровней.
Эволюционное развитие в целом идет по такой схеме: к следующему плану человек переходит, лишь освоив все подпланы данного; то же относится к эволюционной чакре. Однако фактически наблюдаются постоянные прыжки вверх на план или даже на чакру, при том, что многие предшествующие уровни не проработаны, а иногда человек имеет о них самое туманное представление (иногда и вовсе никакого). Тогда через некоторое время происходит падение вниз, но не обязательно на тот уровень, с которого произошел прыжок. Подобные прыжки вверх и провалы вниз заложены в программу эволюции мира и всех его объектов и систем, включая человека и общество, и не являются следствием одной лишь торопливости и лени. Временный подъем высоко вверх показывает человеку воочию цель, к которой он может (если, конечно, захочет) стремиться, и помогает правильно расставить акценты в его основной реальности, которая сама по себе, без перспектив развития, часто воспринимается им достаточно уныло.
Чакры раскрываются, т. е. делаются способными пропускать сильный энергетический поток, по мере эволюционного развития человека; тем не менее, даже у самого низко развитого homo sapiens все они приоткрыты хотя бы чуть-чуть, а в некоторые моменты его жизни могут раскрываться довольно сильно. Развитый человек отличается от неразвитого некоторой средней величиной раскрытия чакр, а гармоничный от дисгармоничного равномерностью их раскрытия и отсутствием повреждений, которые делает энергетический поток через чакру вихревым. При эволюционных прыжках неподготовленные чакры открываются как бы насильно, как цветок созревшего бутона, и хотя могут какое-то время пропускать сильный поток, но человеку трудно его держать вследствие сильных дисгармоничных эффектов его внешней и внутренней жизни, сопутствующих турбулентности этого потока. Провалившись обратно на исходный уровень или рядом с ним, человек испытывает смешанные чувства разочарования — и облегчения: все-таки ТА жизнь была не для него. Так ощущает себя бывший начальник отдела, которого административная волна вынесла в кресло замминистра, а потом отшвырнула обратно в родной институт.
Не вполне правильно говорить о раскрытии чакр вообще. Нужно, во-первых, указывать конкретное тело человека, о котором идет речь, поскольку, например, ментальная вишудха и физическая вишудха могут быть развиты совершенно по-разному (совершенство мысли и физического тела в наше время редко сопутствуют друг другу) и, во-вторых, уточнять, идет ли речь об уровне, плане или подплане, поскольку сахасрара как чакра некоторого тела может быть развита слабо, а как план, например, свадхистханы, раскрыта — народная религиозность служит тому ярким примером. Религиозен ли народ? Вообще не очень — с точки зрения, например, святого — по-своему, т. е. на своем уровне развития (свадхистхана) все в порядке: религия входит в его жизнь достаточно значимо и сущностно, т. е. сахасрара как план свадхистханы в данном случае раскрыта гораздо шире, нежели сама сахасрара (в данном случае неважно, о каком народном теле идет речь: каузальном, ментальном, астральном).
Как же проявляются вибрации эволюционной чакры, плана и подплана, определяющие уточненный уровень человека?
В целом, эволюционную чакру можно представлять себе как вибрацию, которая составляет основной фон жизни человека (точнее, некоторого его тела), это его среда или, так сказать, воздух, которым он дышит. Эта вибрация становится для него ощутимой лишь по контрасту с людьми или ситуациями, находящимися на ином уровне: вибрации более низких чакр человек ощутит как слишком для себя грубые или грязные, более высоких — как слишком чистую и разреженную атмосферу, в которой нечем дышать и не на что опереться. Однако по большей части вибраций своей эволюционной чакры человек не замечает.
Напротив, вибрации плана человек ощущает очень остро — они составляют пафос, т. е. основной акцент, или главное содержание его жизни. Люди одной чакры, но разных планов могут найти друг с другом общий язык, но они всегда ощущают большую разницу в главных направлениях своей жизни, идеалах, общих устремлениях и способах достижения цели. Это разница между интеллигентом гуманитарным и техническим, директором крупного объединения и мелким служащим, генералом и солдатом.
Вибрации подплана определяют СТИЛЬ жизни человека и характер средств, используемых им для достижения своей цели, и людьми, находящимися в пределах его эволюционной чакры и плана, воспринимаются обычно терпимо, хотя человек более высокого подплана часто смотрит на человека более низкого подплана снисходительно-свысока: второй первому более чем понятен, и обоим ясно, что до уровня первого второму еще расти и расти.
А. Подводный.