Счастлив человек, у которого много родственников! Он не одинок, он знает, что такое тепло домашнего очага, гордость за детей и мудрость родителей; он с нетерпением ожидает очередного семейного праздника и не боится в старости остаться одиноким.
Вот такой парадокс: родственники порой устают друг от друга, а одинокие люди мечтают о ком-нибудь заботиться. Сегодня всё чаще говорят, что легче жить одному: меньше проблем. А ведь не так давно семьи были большими, когда под одной крышей или по соседству жили несколько поколений ближних и дальних родственников. Людей одного рода объединяли общие интересы и ценности. Мы до сих пор говорим: «Похож на дядю; вылитая бабушка». А похож ли ребенок на прадеда — уже не знаем. Круг родных сузился: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра… Чем дальше родство, тем труднее определить, кем приходится «седьмая вода на киселе». Но настоящая путаница начинается после свадьбы, когда появляются новые родственники.
Терминология родства сложна и сегодня основательно подзабыта. В быту мы пользуемся не более чем десятью самыми известными определениями и порой вынуждены прибегать к словесным нагромождениям: «Он — брат моего мужа, она — жена брата моего мужа».
А ведь в русском языке для каждого родственника есть своё название, а за каждым названием — веками устоявшиеся представления, культура взаимоотношений, история семьи. Такую роскошь может себе позволить далеко не каждый народ.
Существует три группы родственных связей:
— непосредственно родственники — родство по крови,
— свойственники — родство по браку,
- и, наконец, неродственные связи.
Прежде чем заглянуть в словарь родственных отношений, давайте постараемся разобраться в сложной картине переплетений родственных связей.
Если родители общие — значит, родство кровное. Родственники по крови — это самые близкие люди. Особые фамильные черты сказываются на укладе жизни, на выборе профессии. Кровные родственники имеют характерные внешние черты. Особенно умиляет фамильное сходство, проявляющееся в детях. «На кого похож новорожденный?» — один из важнейших вопросов. Кажется, запутаться в этом родстве невозможно. Мать, отец, дядя, тетя, брат, сестра… Но и тут есть повод задуматься.
В одном поколении ближайшие друг другу люди — это братья и сёстры. Если вы единственный ребенок, то в вашем поколении у вас нет кровных родственников. Братья и сёстры могут быть родными, кровными, полнородными, если у них общие и мать, и отец. Или единокровными — рожденными от одного отца. Или единоутробными — рожденными одной матерью, но от разных отцов.
Отголоски того, насколько тесна связь между братом и сестрой, можно найти в старинных народных обычаях, загадках, пословицах. На свадьбе сестры рядом с невестой садился её брат — для «защиты» от жениха, который должен был заплатить ему выкуп за будущую жену. В братине (медной или деревянной полуведерной чаше) разносили питьё, пиво, квас на всю братию и разливали по деревянным чашкам и стаканам.
Товарищество, дружба, приязнь, тесная связь — всё это определяется словом «братство». А со словами брат, братишка обращаются не только к родным, но и к друзьям, товарищам, единомышленникам, участникам общего дела.
Самая тесная родственная связь существует между родителями и детьми. Отец, мать, сын, дочь — люди из двух соседних поколений — ближе всех друг другу.
Мы говорим: мать-сыра земля, Родина-мать, Волга-матушка. Матерью или матушкой чествуют даже чужие люди женщину в летах.
Отец в народных представлениях — старший, первый, главный, заслуживающий уважения, мудрый.
Отчий дом, отеческая любовь, отчизна, отечество — слова с общим корнем. Давно забыто слово отчич — так называли сына и родового наследника своего отца.
Для мужчины, как правило, рождение сына — повод для особенной мужской гордости. До сих пор мужчину, у которого рождаются только дочери, иной раз называют «бракоделом». Считалось, что сын — родительский помощник, а дочь покинет родительский дом, уйдет жить к мужу.
Дед, дедушка — отец родителя;
бабка, бабушка — мать родителя;
внук — сын ребенка;
внучка — дочь ребенка.
Счастливы семьи, в которых бабушки и дедушки помогают растить детей. Нет ничего бескорыстней, чем любовь к внукам. Бабушка в традиционном представлении — круглая, добрая старушка. Может быть, поэтому кулинары называют бабкой нежную, воздушную сдобу, наподобие кулича, выпеченную в высокой форме.
Дедушки мечтают увидеть во внуках осуществление своих мечтаний, своё продолжение.
Прабабки наши не светом, а семьей да домом жили.
Не так часто встречаются сейчас прадеды и прабабушки. Чтобы стать «пра», надо родить детей, вырастить внуков и дождаться рождения детей своих внуков. Приставку «пра» прибавляют к словам для того, чтобы подчеркнуть древнее происхождение.
Родителей прадеда и прабабки называют пращур и пращурка, ещё более старое поколение — прапращуры, а старейшее — прапрапращуры. В наше время большинство людей имеют смутные представления о древних предшественниках по роду — своих предках. И даже обижаются, если дети их называют этим древним словом. А зря.
Если у ваших родителей были брат или сестра, то для вас они будут дядей или тётей. А их дети будут для вас двоюродными братьями и сестрами, или, как иногда говорят, кузенами и кузинами. Это тоже кровные родственники, но не такие близкие, как прямые кровные, поэтому, случается, между кузенами и кузинами возникает не родственная привязанность, а настоящая страсть. А еще есть троюродные (от двоюродных дяди или тёти), четвероюродные (от троюродных) и так далее братья и сёстры.
Жена родного дяди будет вам тётей, а муж родной тети — дядей. Это родство не кровное. Дяди и тёти чаще всего становятся крёстными для своих племянников.
Есть ещё малые тетки и даже великая тетка — о том, кого так величают, вы узнаете, прочитав Словарь родственных отношений.
К «дядьям» на Руси относились уважительно. Раньше для ухода или для надзора за ребёнком приставляли воспитателя — его называли дядькой. И у каждого рекрута в полку был дядька — наставник из старых солдат. Дядькой называли первого бурлака, тянущего баржу. На свадьбах в центральных областях России «дядей» называли посаженного отца жениха. Дядька невесты участвовал в свадебном обряде: держал перед нею платок, когда ей расплетали косу.
Племянники — люди вашего рода, вашего племени. Про род, в котором много колен, так и говорили: племенистый род. А о человеке из большой семьи — племенистый семьянин. Кто сейчас догадается, кого раньше называли братыч или сестреница, сестринна? А ведь речь идет о племяннике, если он сын брата, и о племяннице, если она дочь сестры. Сына сестры прежде называли нетий, а дочь брата — братанка. Если у брата или сестры вашего супруга или супруги есть дочь или сын, они тоже будут считаться вашими племянниками.
Из глубины веков дошли до нас такие меткие выражения. «Божий племянничек» — тот, кому все блага даются даром. «Застольный племянник» — живущий в доме бедный родственник, приживал. «Племянничать» — навязываться, искать покровительства у дальних родственников.
В роду могут быть двоюродные, троюродные или внучатые племянники. Чтобы не запутаться, словом «племянник» зачастую называли любого дальнего непрямого родственника. В некоторых восточных районах, оказывая участие дальнему родственнику, а иногда просто земляку, называли его по-свойски — племяш.
Когда молодые венчались, у них появлялись новые родственники. Такое родство иначе называют свойством, от слова «свой». Строго придерживаясь терминологии, надо считать родственников, приобретенных после заключения брака, свойственниками.
После свадьбы молодые жили вместе с новыми родственниками одной большой семьей согласно проверенным веками правилам. В средневековом русском сознании старший мужчина-домовладелец являлся главой своего «двора»: все «домочадцы» были почти его собственностью. Большая устойчивая семья, жившая во «дворе», состояла из нескольких ветвей родственников. Только глава семьи имел право отселять некоторых из них. Часто брали на воспитание сирот, которые находились, как и родные дети, в полной власти главы семьи. Такой поступок считался богоугодным делом.
Чёткая иерархия определяла положение каждого обитателя дома.
Муж и жена.
Стать мужем значило доказать свою зрелость, готовность быть главой семьи и хозяином в доме. От мужа требовались мужественность, крепость духа, решительность. Муж мог оказаться человеком с мягким нравом — женонравным, а если он сразу позволял жене командовать, в семейной жизни — проявлял женопокорностъ.
Венчанную женщину могли назвать, особенно подчеркнув её принадлежность мужу, так: мужевая жена, мужастая женщина. Сегодня эти слова воспринимаются почти как оскорбление, а раньше в них звучало уважение. Мужеподобную или просто решительную и суровую женщину могли так и прозвать — мужланка, мужлатка. Любой мужчина хотел видеть мужеугодливую жену, т. е. умеющую угодить мужу. Особенным несчастьем становилась для мужа жена властная, злая, завистливая, лживая, бесхозяйственная, гулящая. А у кого жена была мудрая, того люди называли женомудрым.
Только родители решали, с кем будет венчаться и жить их сын, сами искали ему невесту. Они знакомились со всем семейством, сватались. Сват и сватья — это отец и мать мужа для семейства жены, так же называют в семействе мужа отца и мать жены. После свадьбы обе семьи становились ближайшими свойственниками.
Семья мужа.
Сын приводит жену в дом родителей, а дочь перебирается жить в дом мужа. В новом доме почитают волю старшего мужчины — хозяина и старшей женщины — хозяйки. Теперь ближней родней становятся родители супругов. Раньше муж и жена называли родителей своих супругов матушкой и батюшкой, признавая, что входят в новую семью на правах ребёнка.
Сегодня в таком щекотливом вопросе — полная свобода выбора. Хотите — называйте мамой и папой, хотите — по имени — отчеству, или просто по имени, или тетей — дядей. Лучше не торопиться: время все расставит на свои места. И, конечно, поинтересоваться напрямую, какой вариант обращения к себе предпочитают слышать ваши новые родственники.
Родители мужа для молодой жены — свекор и свекровь. Жена сына — сноха, она же — невестка. Невесткой будет женщина и по отношению к родителям мужа (свекра и свекрови), и родному брату мужа (деверю) и его жене, и сестре мужа (золовке) и её мужу. Кроме того, невесткой вся родня считает жену её родного брата — шурина. Жёны родных братьев друг другу тоже невестки (снохи). Свояченица — родная сестра жены. Свояк — её муж. Свояки — те мужчины, чьи жёны друг другу сестры.
Сношеница — жена деверя. Сношеницы — женщины, чьи мужья являются братьями.
Золовка — родная сестра мужа. В патриархальной семье она была по положению выше невестки, жены своего брата, и зачастую молодой ясене от золовки доставалось больше, чем от сварливой свекрови.
Жизнь невестки в доме родителей мужа — тяжкая доля. Наутро после первой брачной ночи свекровь слегка ударяла невестку плеткой, говоря, что это «мужнина гроза», напутствуя жить в семье покорно и послушно. С женитьбой сына семья получала молодую работницу. Причины для конфликта между невесткой и свекровью весьма серьёзные: мать ревнует сына к другой женщине, да и две хозяйки на кухне не уживаются. В таких случаях в семье устанавливаются своеобразные «гаремные» законы, когда чётко распределяются женские роли: одна — старшая, другая — любимая.
Конечно, бывают свекрови мудрые, и в семье воцаряются совет да любовь, бывают и другие свекрови — «соседки по коммунальной квартире». А ещё так говорят: «Помнит свекровь свою молодость и снохе не верит»… Но невестка могла стать любимицей свёкра и получать от него особые знаки внимания. Тогда говорили: «Сношенька у свёкра — госпоженка». Сноха могла влиять на судьбу младших братьев своего мужа: «Первого сына женят отец-мать, а второго — сноха».
Семья жены.
Зять — муж дочери для родителей жены (тестя и тёщи), для её сестры (свояченицы), для её брата (шурина) и для жены последнего. Родители жены для мужа — тесть и тёща. Если зять приходился ко двору, то его принимали как родного сына. Умные родители зятя не обижали, старались при встречах угостить его как следует. Избегали ссор, ведь дочери с ним жить.
Близкие, да не родные.
Если у родителей в предыдущих или последующих браках рождаются дети, они считаются сводными братьями и сестрами. Муж матери, но не отец её ребенка — отчим. Жена отца, но ребенку не родная мать — мачеха. Неродной сын мужа или жены при очередном браке своего родителя (родительницы) — пасынок, а неродная дочь — падчерица.
При усыновлении или удочерении ребёнка называли приемышем. Новые родители — названная мать и названный отец — считали девочку названной дочерью, а мальчика — названным сыном.
Близкими, но не родными становились посаженные мать и отец — люди, которых приглашали на свадьбу, чтобы заменить родную мать и родного отца жениха и невесты.
А после того как появлялся в семье новорожденный, ему могла потребоваться мамка, кормилица, — молочная мать. Выкормить — это значило почти породниться с малышом. К детям постарше приставляли дядьку — для ухода и надзора.
Мужчины могли побрататься, обменявшись нательными крестами и троекратно поцеловавшись. Они становились крестовыми братьями. Братание бывало результатом большой дружбы или спасения жизни в бою. Девичья дружба, не связанная родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестами. Потом подруг так и называли — крестовые, побратимки, названные сестры.
Духовное родство.
Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крёстника или крестницы появлялись крёстный отец и крёстная мать. Отец крёстного отца становился крёстным дедом, сын — крёстным братом, а оба крёстных по отношению к родителям крёстника — кумами: он — кум, она — кума. Кум с кумой брали на себя обязанность заботиться о религиозном воспитании своего крёстника и в случае смерти родителей занимали их место. Быть крёстным у первого или второго ребенка в семье раньше считалось большой честью.
Выбирали крёстных отца и мать из близких людей: родственников или друзей семьи. В крёстные матери не звали беременную: считалось, что крёстник умрёт. Если в семьях раньше умирали новорожденные или малолетние дети, в кумовья брали первого встречного. Предпочтение отдавалось таким крёстным, у которых в живых оставалось много крёстников.
Неженатый мужчина, которому впервые предстояло стать крёстным, выбирал для крещения девочку, незамужняя девушка — мальчика. Считалось, что иначе девушка рискует остаться вековухой, а парень — холостяком. Среди крестьян бытовало поверье, что если девушка или парень, которые приглашались в крёстные к первому ребенку, старше родителей крёстника, то девушка выйдет замуж за вдовца, а парень — за вдову или женщину старше его. Поэтому, соответственно, старались, чтобы кумовья были младше родителей.
В Петров день (12 июля) кума пекла крёстникам пресные пироги с творогом. В прощеный день (последний день перед Великим Постом), по обычаю, кум шел к куме с мыльцем, а она — к нему с пряниками. По канонам православия, крёстные не могли вступать в брак друг с другом.