Иллюзия Аристотеля.
Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.
Иллюзия Вебера.
Холодные предметы кажутся тяжелее, чем тёплые предметы того же веса.
Иллюзия звукового контраста.
Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.
Иллюзия Луны.
Видимый (кажущийся) размер небесного тела - Луны или Солнца - примерно в 1,5 раза больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе. Это действительно иллюзия. Убедиться в ней можно, если попытаться закрыть Луну большим пальцем на расстоянии вытянутой руки. Он одинаково скроет и восходящий лунный диск, и планету в зените.
Иллюзия Мюллера-Шумана.
После многократного поднимания тяжёлого груза, более лёгкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания лёгкого груза, более тяжёлый кажется ещё тяжелее.
Иллюзия Шарпантье.
Если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объёму предмета, то меньший по размеру будет восприниматься человеком как более тяжёлый.
Эффект Бецольда-Брюке.
Эффект заключается в изменении оттенка света при изменении его интенсивности. При увеличении интенсивности относительно длинноволнового света, такого, например, как жёлто-зелёный или жёлто-красный, он будет казаться не только более ярким, но и "более жёлтым". Точно также и коротковолновый свет, воспринимаемый как сине-зелёный и фиолетовый, при увеличении интенсивности начинает казаться синее.
Эффект Мак-Гурка.
Этот эффект проявляется в том, что слуховая и зрительная информация, которую несёт в себе речь, взаимодействуют между собой и влияют на то, что мы слышим. Проводя своё оригинальное исследование, Мак-Гурк и Мак-Дональд создали такие условия, при которых слуховые сигналы произносимого слога не соответствовали соответствующим движениям губ (McGurk & MacDonald, 1976). Испытуемым предъявлалась видеозапись человека, многократно произносившего одними губами слоги ga-ga, в то время как фонограмма воспроизводила слоги ba-ba.
Когда испытуемые закрывали глаза и только слушали фонограмму, они точно распознавали слоги. Более того, когда они видели только движения губ, говорившего человека, а фонограмма была выключена, они достаточно точно идентифицировали произносимые звуки как ga-ga (подтверждая тем самым, что при необходимости мы можем читать по губам и что, возможно, делаем это гораздо чаще, чем нам кажется).
Однако когда испытуемым одновременно предъявлялись противоречащие друг другу слуховые и зрительные стимулы, они слышали звуки, которых не было ни в одном из них. Например, когда испытуемые видели на экране человека, артикуляция губ которого соответствовала слогам ga-ga, и одновременно звучал акустический сигнал ba-ba, большинство из них слышали совсем другой звук - da-da! Интересная деталь: большинство испытуемых не осознали несоответствия слуховой и зрительной стимуляций.
Эффект Пуркинье.
Пуркинье в 1825 году заметил, что яркость голубых и красных дорожных знаков в разное время суток разная: днём обе краски одинаково яркие, а на закате голубая кажется более яркой, чем красная. При наступлении более глубоких сумерек цвета совсем блекнут и, вообще, начинают восприниматься в серых тонах. Красный цвет воспринимается как черный, а голубой как белый. Этот феномен связан с переходом от колбочкового зрения к палочковому при снижении освещенности.