Конечно, говорить о состоянии сна очень сложно. Теоретического материала на эту тему не очень много, хотя есть статья Е.П.Блаватской, которая так и называется «Сны». Можно было бы дать простую электронную сноску на эту работу, но, думаю важнее понять тот принцип, что оговаривается в этой работе. Поэтому, для начала мне бы хотелось кратко ознакомить с тем, о чём говорит эта работа, чтобы провести некоторую аналитику с заявленной ею же фразой, что «смерть — это сон». Поэтому попытаемся рассмотреть сон с позиции смерти.
Даже литературный язык называет человека «смертным», как бы подчеркивая важность значения этого понятия в нашей жизни.
Эзотерическая философия рассматривает человека, как систему единого целого через понятие Принципов, отражённых как во всей проявленной Вселенной, так и в земном человеке. Обычный человек имеет всю систему семи принципов, но одни из них развиты, другие находятся в потенциальном развитии. «Когда человеку удается развить и подчинить себе свои принципы, он становится Дживанмуктой или Нирвани, способный погружаться в состояние самадхи по своей воле. Адептов обычно классифицируют по количеству «принципов», которые они научились уверенно контролировать, ибо носителем того, что мы называем волей, является высшее Эго, а последнему, когда оно освобождается от отягощённой грехами личности, ему свойственны божественность и чистота».
Этот пример хорошо показывает, что получив название «смертный», человек не в состоянии контролировать те или иные принципы, а значит «смерть» является его единственным достоянием, при котором происходит разъединение целостной системы человека или человеческое умирание. Каждый принцип имеет соответственно развитое тело в человеке.
Так само человеческое тело есть седьмой принцип; астральное тело (или протейное) — это пятый принцип, а тело майави-рупа (тело иллюзии) являет четвёртый, а телу причинности соответствует третий принцип, который иначе обозначен в эзотерической философии, как «высшее Эго». Упрощая эту схему, введено понятие «манас», который двойственен по своей
природе и являет собой высший и низший аспекты.
Отвечая на вопрос, что такое «низший манас», Е.П. Блаватская пишет:
«Его называют обычно животной душой (у еврейских каббалистов — нэфиш). Это луч, исходящий из высшего Манаса, или неизменное эго, «принцип», формирующий человеческий разум на основе животных инстинктов, поскольку животные тоже видят сны. Однако совместная деятельность камы и «животной души» носят чисто механический характер, поскольку её определяет инстинкт, а не разум. Когда тело спит, они продолжают получать от различных нервных центров электрические импульсы и механически отправлять их обратно. На мозг они практически не воздействуют, а память фиксирует их, конечно же, безо всякой последовательности и порядка. После пробуждения эти впечатления постепенно изглаживаются, тают, как мимолетные тени, не связанные ни с какой вещественной реальностью. Впрочем, в силу своей способности к запоминанию, мозг всё-таки может удерживать и сохранять их, если впечатление было достаточно сильным».
Этот аспект сновидений в теософии называется «простой» сон. Именно он является объектом изучения науки и довольно широко освещен. Но существует ещё один вид сна, который называется «реальный» и этот вопрос закрыт даже для научных изысканий, ибо понять природу этого явления для науки не представляется возможным, «пока мы не признаем факт существования бессмертного Эго в смертном человеке — независимого от физического тела, никакие рассуждения на сей счёт не возможны».
Итак, что говорит наша наука по поводу сна?
Уйдя на клеточный уровень, наука обнаруживает мелатонин, вырабатываемый шишковидной железой и способствующий "омоложению", хотя это довольно спорно, потому что за время дневной деятельности человек теряет и энергию, и подвергается процессу разрушения на том же клеточном уровне, а мелатонин лишь восстанавливает его прежнюю систему. И тем не менее, это очень далеко от того, что дает нам эзотерическая философия.
«Природа и функции «реальных» снов не могут быть поняты до тех пор, пока мы не признаем факт существования бессмертного Эго в смертном человеке — независимо от физического тела. Никакие рассуждения на сей счет невозможны, если мы не поверим — а для нас это бесспорный факт — в то, что во время сна от физического человека остается лишь одна живая оболочка, чья возможность самостоятельно мыслить оказывается полностью парализованной».
Я сознательно не обозначила при упоминании принципов шестой принцип. Его называют «прана». Именно он обеспечивает жизнедеятельность во время сна. Во время наступления смерти этот принцип исчезает одним из первых, производя парализацию тела, как и во время сна, но полное отсутствие этого принципа заставляет тело исчезнуть (или разложиться), в то время, как другие (высокие принципы) будут продолжать длительное существование, а высшие принципы — бесконечное.
«Если мы признаем факт существования в нас высшего или неизменного Эго, ничто не помешает нам предположить, что многие наши сновидения, обычно принимаемые нами за пустые фантазии, на самом деле являются отдельными, разрозненными страницами, вырванными из книги жизни и опыта внутреннего человека, точнее туманными воспоминаниями о них, в большей или меньшей степени искажёнными, но все-таки частично сохраненными нашей физической памятью в момент пробуждения.
Необходимо пояснить, что наше Эго начинает жить собственной жизнью в своей темнице из плоти всякий раз, когда ему удается освободиться от оков материи, т. е. в то время, когда физический человек засыпает. Именно Эго является актером, реальным человеком, истинной человеческой сущностью. Во сне физический человек не имеет ни чувств, ни сознания, поскольку мозг физической личности (внешнего человека), его мыслительные способности оказываются полностью или частично парализованными.
Истинное Эго можно назвать узником, а физическую личность — тюремщиком, стерегущим ворота темницы. Когда тюремщик засыпает, узник освобождается, по крайней мере, выбирается за стены своей тюрьмы, а тюремщик в это время дремлет, но краем глаза всё-таки выглядывает в окно, сквозь которое ему видно, конечно же, далеко не всё, что делает заключенный....однако что может он увидеть и что может знать об истинных действиях, и особенно о мыслях своего узника?
Действия Эго — это фрагменты, находящие отражение в мозге спящего, как внешние тени на полотняных стенах шатра … и человеку начинает казаться, что всё это ему только привиделось; ему кажется, будто он сам что-то пережил, тогда как на самом деле он просто смутно воспринимал мыследействия своего истинного Эго. По мере пробуждения его воспоминания с каждой минутой становятся всё более искажёнными, смешиваясь с образами, создаваемыми физическим мозгом под воздействием импульса, побудившего спящего проснуться.»
Высшее, или истинное Эго, называется в эзотерической философии также Высший Манас и также как низший манас (или личное эго) получает свет от Высшего Эго, само Высшее Эго получает свет от вышестоящего Принципа, который называется Будхи, а Будхи в свою очередь освещён светом божественной Атмы, которая, являясь человеческим принципом, всегда латентна или потенциальна.
Хочется обратить внимание ещё на одну способность сна, которая знакома каждому человеку.
«Часто случается так, что после пробуждения мы совсем ничего не помним об увиденном сне, но впоследствии, среди бела дня, воспоминания о нём вдруг возвращаются к нам. Тому может быть много причин. Нередко какое-либо ощущение, запах и даже случайный шум или другой звук вдруг вызывает у нас воспоминание о каком-то давно забытом событии, сцене или человеке. Точно так же увиденное, сделанное или задуманное «ночным человеком», (Эго) может отложиться в памяти физического мозга, но из-за каких-то препятствий или изменений физического состояния не попасть в бодрствующее состояние. Получаемое мозгом впечатление не исчезает. Оно просто хранится в какой-то определенной клетке или нервном центре, но в силу случайного стечения обстоятельств не может выйти от туда до тех пор, пока этому центру не будет придан надлежащий импульс. Тогда мозг немедленно выбросит информацию о сновидении в бодрствующую память и активное сознание человека.
Между физическим мозгом и внутренним человеком существует нечто, напоминающее телеграфическую связь, которая действует беспрерывно днём и ночью...».
Статья, на которую я ссылаюсь, написана в 1888 году и если давность лет не исключает её актуальность, то в начале 20 века появляется Агни Йога, которая вводит ещё одно понятие состояния сна, которое названо «предвхождением». Это состояние сна наяву в бодрствующем состоянии при полной функциональной деятельности физического человека, когда тюремщик перестает быть охранником и становится подчиненным внутреннему человеку, четко выполняя свои физиологические функции и когда внутренний человек живет реальностью Высшего мира...
«Ни один истинный Адепт не видит снов. Ведь Адепт — это тот, кто подчинил себе четыре своих низших принципа, включая тело, и потому тело Адепта уже не может действовать бесконтрольно и автоматически. Адепт просто парализует свою низшую сущность на время сна и становится полностью свободным... во сне он просто живёт на другом, более реальном уровне», но это удел единиц из всей массы людей.
Сон — это иллюзия, через которую мы воспринимаем реальную жизнь: в то время, как «смерть — это сон» или та же иллюзия, когда освобождение внутреннего человека является полным для реальной жизни.
Использован материал: Е.П.Блаватская;
Агни Йога.