ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Наука » Природа цвета.


Природа цвета.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

http://s6.uploads.ru/vjL7g.jpg

Учёные всего мира до сих пор не пришли к единому мнению о природе цвета. На этот счёт существует два мнения. И. В. Гёте, поэт и мыслитель, считал, что цвет объективно существует в природе. В то время как И. Ньютон, первым исследовавший свойства света и цвета, утверждал, что в природе объективно существует только белый цвет, а все другие  цвета – это реакция наших глаз на определённую длину волны. И до сих пор этот спор между физиками и «лириками» не привёл к единому мнению.

Пока учёные спорят, дизайнеры и художники активно используют открытие И.В. Гете: его цветовой круг. Его открытие по значимости для цветоведения сравнивают с открытием таблицы Менделеева для химии. Цветовой круг известен любому, кто мало-мальски интересуется теорией  цвета. Он имеет большое прикладное и научное значение, потенциал которого до сих пор ещё полностью не раскрыт.

Можно различить цветовой круг Гёте, Освальда, Иттена. Но, по сути, все эти цветовые круги представляют собой один и тот же инструмент колористики. Гёте первым выявил положительное и  отрицательное  влияние  цвета  на личность человека.

- Положительными  цветами, по его мнению, являются  цвета жёлто-красного спектра, использование которых в интерьере и в одежде приводит к увеличению количества энергии и общему подъёму настроения.

- Отрицательными цветами являются цвета сине-фиолетового спектра, применение которых вызывает угнетение настроения и общего психологического тонуса.

- Зелёный цвет И.В.Гёте считал нейтральным. Он писал, что глядя на  зелёный, «душа отдыхает».

Благодаря работам И. Ньютона, уже было известно, что белый цвет распадается на семь основных цветов, составляющих радугу:

Красного-Оранжевого-Жёлтого-Зелёного-Голубого-Синего-Фиолетового.

Размышляя о том, как рождается цвет, Гёте выявил чистые  цвета – те, которые нельзя получить путем смешивания, а можно лишь взять готовыми. Это Красный, Жёлтый и Синий. Он же сделал вывод о том, что Оранжевый,  Зелёный  и Фиолетовый - это смешанные  цвета, которые получаются путём смешивания основных в разных пропорциях. Вообще же между чистыми основными  цветами  находится неограниченное количество смешанных цветов и оттенков, плавно перетекающих один в другой.

Гёте пошел дальше и предположил, что один из существующих цветов, не являющийся в радужном, может быть продолжением фиолетового и началом красного. И этот  цвет – пурпурный. Найдя это недостающее звено, Гете смог «закруглить радугу» и создать свой цветовой круг.

Таким образом, он показывает нам зарождение бесконечного количества оттенков из трёх основных  цветов.

http://s6.uploads.ru/LkcQt.jpg

Круг Гёте помогает находить гармоничные цветовые сочетания.

Так, дополнительные  цвета  находятся на противоположных концах диаметра круга, например:

- оранжевый-синий;
- жёлтый-фиолетовый;
- красный-зелёный.

Цвета разделяются на: ахроматические, хроматические.

Ахроматические цвета - это белый, чёрный и серый.

Хроматические цвета - это все «цветные» цвета - спектральные цвета, их смеси.

Цвета так же принято делить на:

1. Основные цвета, из которых получают все остальные, они называются первичные:

Красный цвет
Синий цвет
Жёлтый цвет

2. Составные цвета или вторичные получаются путем составления первичных:

Оранжевый цвет
Зелёный цвет
Фиолетовый цвет

3. Смешанные цвета - к ним относятся все остальные, которые получаются путем смешения цветов друг с другом.

Цвета принято также делить на тёплые и холодные группы.

К тёплым относится: красный, жёлтый, оранжевый.

К холодным: синий и фиолетовый.

Зелёный же цвет, может относиться как к тёплым, так и к холодным цветам, всё зависит от количества в нём синего или жёлтого цвета.

В смешанных цветах выделяют группу нейтральных цветов - оттенки белого, чёрного, серого.

+1

2

http://s7.uploads.ru/MTLw8.jpg

                                                                 Цветовое зрение.

Человеческий глаз способен работать при очень больших колебаниях яркости. Приспособление глаза к различным уровням яркости называется адаптацией.

Различают световую и темновую адаптации.

Световая адаптация — снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения. Механизм световой адаптации: работает колбочковый аппарат сетчатки, зрачок суживается, зрительный пигмент подымается с глазного дна.

Темновая адаптация — повышение чувствительности глаза к свету при малой яркости поля зрения. Механизм темновой адаптации: работает палочковый аппарат, зрачок расширяется, зрительный пигмент опускается ниже сетчатой оболочки. При яркостях от 0,001 до 1 кд/кв.м происходит совместная работа палочек и колбочек. Это так называемое сумеречное зрение.

Яркость спектральных цветов, воспринимаемая зрением,(видность) зависит от их цветового тона. Самым ярким (светлым) нам кажется жёлтый цвет, самыми тёмными — красный и фиолетовый.

Спектральная чувствительность. Человеческий глаз лучше всего различает цвета в средней части спектра — от голубого до оранжевого. Здесь достаточно изменения длины волны на 1 — 2 нм для того, чтобы почувствовать изменение цвета. В области красного и фиолетового цветов разностный порог резко увеличивается, доходя до десятков и сотен нанометров.

Зависимость цветового тона от освещённости (яркости). При нормальной дневной освещённости рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра. Если освещённость снижается (сумеречное состояние), то красный, зелёный и синий цвета сохраняют свой цветовой тон, а промежуточные между ними изменяются в направлении сближения с основными. Так, оранжевый становится краснее, жёлтый приближается к оранжевому, голубой и фиолетовый синеют; жёлто-зелёные и зелёно-голубые теряют свои оттенки и приближаются к спектральному зелёному. Если яркость световых потоков снижается почти до состояния темноты — различаются только три основных цвета — красный, зелёный и синий. В сгущающихся сумерках последним исчезает синий цвет, превращаясь в белёсый, а красный превращается в чёрный. Изменение цветов при уменьшении их яркости называют явлением Бецольда — Брюкке.

При сильном увеличении яркости происходит сдвиг цветового тона всех спектральных цветов к голубому и жёлтому; это называется явлением Эбнея.

Хроматическая адаптация — снижение чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Проделаем опыт: возьмем какую-либо цветную карточку (выкраску) и закроем половину её белой бумагой. Посмотрев на выкраску в течение полминуты, откроем вторую половину и сравним цвет двух полей: того, которое мы наблюдали сравнительно долго и того, которое только что увидели. Проделав такой эксперимент с различными цветами, убеждаемся в следующем:

    насыщенность всех цветов снижается.
    светлые цвета темнеют, а тёмные светлеют.
    тёплые цвета становятся более холодными, а холодные — тёплыми.

Итог: в результате хроматической адаптации все три координаты цвета изменяются, т.е. происходит искажение цвета, напоминающее эффект запыления.

Если цвет фиксируется наблюдателем слишком долго, наступает хроматическое утомление, в результате которого первоначальное цветовое ощущение может измениться до неузнаваемости.

Утомляющее действие цвета зависит от следующих факторов:

    цветового тона (жёлтые — наименее утомляющие, красные, оранжевые и фиолетовые — наиболее);

    чистоты (чем чище цвет, тем утомительнее);

    яркости (приглушенные и зачернённые цвета — менее утомляющие, чем яркие).

Утомляющее действие цвета связано также с эмоционально-психическими реакциями человека, т.е. его предпочтениями, культурным уровнем, темпераментом и прочими факторами, которые необходимо учитывать при цветовом проектировании.

Цветовая индукция — изменение характеристик (координат) цвета под влиянием наблюдения другого цвета (или, проще говоря, взаимное влияние цветов).

Различают два принципиально разных типа индукции — отрицательную и положительную. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить тёмное и светлое пятно, то темное покажется ещё темнее, а светлое — ещё светлее, чем они есть на самом деле. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их "подравнивание", нивелирование. Тот или иной тип индукции имеет место в зависимости от меры различия характеристик цвета. Если различие достаточно заметно, глаз стремится ещё увеличить его (отрицательная индукция); если различие малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу (положительная индукция). Часто в научной и методической литературе термин "индукция" заменяют словом "контраст". Это не совсем корректно, но удобно и привычно. Контраст — это мера индукции. Различают следующие виды контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону.

Яркостный контраст (К/В) — отношение разности яркостей пятен к большей яркости.

    При К/В > 0,5 — большой контраст;
    при 0,2 < К/В < 0,5 — средний контраст;
    при К/В < 0,2 — малый контраст.

Контраст по насыщенности (К/М) — отношение разности величин насыщенности двух пятен к большей величине.

    При К/М > 0,5 — большой контраст;
    при 0,2 < K/M < 0,5 — средний контраст;
    при К/М < 0,2 — малый контраст.

Контраст по цветовому тону (К/Т) — определяется величиной углового расстояния между цветами в 10-ступенном круге. 110 < K/T < 180 — большой к.; 70 < K/T < 110 — средний к.; К/Т < 70 — малый контраст (числа даны в угловых градусах).

                                          Трёхкомпонентная теория цветового зрения.

Согласно этой теории, в нашем органе зрения существуют три цветоощущающих аппарата: красный, зелёный и синий. Каждый из них возбуждается в большей или меньшей степени, в зависимости от длины волны излучения (света). Затем возбуждения суммируются аналогично тому, как это происходит при слагательном смешении цветов. Сумма возбуждений ощущается нами как тот или иной цвет. Авторы этой теории — М. В. Ломоносов, Т. Юнг и Г. Гельмгольц. Трёхкомпонентная теория хорошо объясняет важнейшие закономерности цветового зрения — адаптацию, индукцию, цветовую слепоту, спектральную чувствительность глаза, зависимость цвета от яркости и др. Однако, следует заметить, что в наше время известны факты, свидетельствующие о более сложной картине функционирования органа зрения.

+1

3

http://s7.uploads.ru/VD20r.jpg

                                                              Словарь терминов.

ЦВЕТ — ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света.

СВЕТ будем рассматривать как электромагнитное волновое движение.

Характеристики световых волн:

    — длина волны
    — скорость распространения
    — частота

Спектральные цвета и длины волн:

    Красный              760 – 620 нм
    Оранжевый         620 – 585 нм
    Жёлтый               585 – 575 нм
    Жёлто-зелёный   575 - 550 нм
    Зелёный             550 – 510 нм
    Голубой              510 – 480 нм
    Синий                 480 – 450 нм
    Фиолетовый        450 – 380 нм

Для удобства обозначения цветов принято деление спектра оптического излучения на три области:

    длинноволновую — 760 - 600 нм (красный — оранжевый)
    средневолновую — 600 - 500 нм (оранжевый — голубой)
    коротковолновую — 500 - 380 нм (голубой — фиолетовый).

Это деление соответствует качественным различиям между спектральными цветами.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — белый, чёрный и все серые. В их спектры входят лучи всех длин волн в равных энергетических количествах (или почти равных).

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — все спектральные, а также природные, кроме ахроматических.

Координаты цвета в психофизической системе:

1. Цветовой тон — качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных или пурпурных. Пурпурные цвета образуются при смешении красного с фиолетовым. Цветовой тон измеряется длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета.

2. Светлота — степень отличия данного цвета от чёрного, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до чёрного.

    2а. Относительная яркость — отношение величины потока, отражённого от данной поверхности, к величине потока, падающего на неё (коэффициент отражения).

3. Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения от данного цвета ло ахроматического.

    3а. Чистота — доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета.

Самые чистые цвета — спектральные.

Их чистота составляет 100%. Насыщенность спектральных цветов неодинакова: жёлтый цвет наименее насыщен, к краям спектра насыщенность цветов повышается.

При смешении двух цветов, расположенных на концах хорды 10-ступенного цветового круга, получается цвет промежуточного цветового тона. Например: красный + зелёный = жёлтый, пурпурный + зелёно-голубой = синий, красный + жёлтый = оранжевый. Чем ближе по кругу расположены смешиваемые цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.

При смешении цветов, противоположных в 10-ступенном цветовом круге, получается ахроматический цвет. Цвета, дающие в сумме ахроматический, называются взаимно-дополнительными. Например:

    красный — зелёно-голубой
    оранжевый — голубой
    жёлтый — синий
    жёлто-зелёный — фиолетовый
    зелёный — пурпурный.

Основные цвета при слагательном смешении: красный, зелёный и синий. Из них можно получить все цвета круга.

Сущность вычитательного (или субтрактивного) образования цвета заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путём поглощения. Субтрактивный процесс имеет место при всяком взаимодействии света с материальным телом, при всех видах отражения и пропускания света. Основной закон вычитательного смешения: Всякое хроматическое тело отражает (или пропускает) лучи своего собственного цвета и поглощает цвет, дополнительный к собственному.

Основные краски при вычитательном смешении — красная, жёлтая и синяя.

+1

4

http://s6.uploads.ru/xA08R.jpg

Вы когда-нибудь видели жёлтый  цвет голубого оттенка? Речь вовсе не идет о зелёном цвете. Некоторые оттенки зелёного могут казаться синеватыми, другие - желтоватыми, но зеленый цвет (или любой другой) никогда не кажется и синеватым, и желтоватым одновременно. А видели ли вы когда-нибудь красновато-зелёный оттенок? Мы не имеем в виду тот грязно-коричневый цвет, который мог бы получиться при смешении красной и  зелёной красок, или тот жёлтый свет, что возникает при наложении красного и зелёного света, или поле на картине пуантилиста, состоящее из красных и зелёных точек. Мы имеем в виду один-единственный цвет, который выглядит и красноватым, и зеленоватым одновременно.

В специально созданных условиях мы смогли увидеть эти «невообразимые» цвета. Также мы нашли способы вызывать и контролировать появление иллюзорных изображений концентрических кругов и радиальных лучей, хотя результат оказался противоположным ожидаемому. Благодаря исследованию этих двух феноменов нам удалось больше узнать о нейронных механизмах цветооппонентности - одного из базовых понятий теории зрительного восприятия…

Принцип оппонентности широко распространён в физиологии. В 1872 г. немецкий физиолог Эвальд Геринг (Ewald Hering) предположил, что цветовое зрение основано на противопоставлении красного цвета с зелёным, а жёлтого - с синим. Восприятие красного цвета в любой точке зрительного поля исключает восприятие в ней  зелёного, и наоборот. Все оттенки, которые люди могут различать, образованы различными сочетаниями красного или зелёного с жёлтым или синим. Теория Геринга объяснила, почему люди могут одновременно воспринимать синий и зелёный цвета  с образованием бирюзового оттенка, а красный и жёлтый - с образованием оранжевого оттенка, и так далее, но никогда не воспринимают одновременно красный с зелёным или синий с жёлтым.

Представление о том, что люди не воспринимают результат слияния оппонентных  цветов, было одним из базовых положений науки о зрительном восприятии. Предполагалось, что механизм действия феномена цветооппонентности связан с процессами, происходящими уже в сетчатке и среднем мозге (первом отделе головного мозга, вовлеченном в обработку зрительной информации).

Передаваемая по зрительным путям информация - результат вычитания одного цветового сигнала из другого. Исходные цветовые сигналы возникают в трёх типах колбочек сетчатки, которые воспринимают световые волны в трёх различных, но перекрывающихся диапазонах. Другие нервные клетки складывают и вычитают сигналы, полученные от трёх типов колбочек сетчатки, и передают информацию о четырёх основных  цветах - красном, зелёном, жёлтом и синем. При этом в зрительной системе есть два канала для передачи данных о цвете : «красный-минус-зелёный» канал (для которого положительный сигнал - «красное»,  отрицательный  сигнал - « зелёное », а отсутствие сигнала не несет информации ни об одном из этих цветов) и работающий по такому же принципу «жёлтый-минус-синий» канал. Подобный механизм подтверждает закон Геринга о цветооппонентности.

В 1983 г. Хьюитт Крэйн (Hewitt D. Crane) и Томас Пьянтанида (Thomas P. Piantanida) из Стэнфордского международного научно-исследовательского института в МенлоПарке, штат Калифорния, предложили методику, которая позволяла увидеть «запрещённые» красно-зелёный и жёлто-синий цвета. Перед участниками эксперимента исследователи помещали два смежных поля красного и зеленого, или жёлтого и синего цветов. Специальный аппарат позволял отслеживать движения глаз испытуемых и стабилизировать положение цветовых полей на сетчатке, несмотря на непрерывные движения глаз. Стабилизация изображения приводила к интересным эффектам: например, можно было увидеть, что изображение как бы разваливается на части и постепенно исчезает. Особый интерес у Крэйна и Пьянтаниды вызвало то, что в подобных условиях стирались границы между цветовыми полями.

http://s6.uploads.ru/an6jx.jpg

Действительно, участникам этих экспериментов казалось, что граница между двумя полями, окрашенными в оппонентные цвета, исчезала, и цвета постепенно смешивались. Некоторые испытуемые говорили о красновато-зелёных и желтовато-голубых оттенках. Другие видели голубой блеск на жёлтом фоне.

Когда перед испытуемыми помещают два смежных поля, окрашенные в цвета одинаковой яркости, то им кажется, что граница между ними постепенно исчезает, а цвета начинают смешиваться. При использовании полей, окрашенных в оппонентные цвета, такой иллюзии никогда не возникает. Кроме того, известно, что эффект стирания границы можно усилить, минимизировав движения глаз испытуемого. Мы предположили, что одновременное использование обеих методик (выравнивания зрительных полей по яркости и стабилизации изображения на сетчатке) может привести к исчезновению границы даже между оппонентными цветами. Для проверки своей догадки мы пригласили нашего коллегу подполковника Джералда Глисона (Gerald A. Gleason), изучающего движения глаз.

В наших экспериментах мы использовали видеоокулограф из лаборатории Глисона. Голову испытуемого надежно фиксировали в определённом положении. На роль испытуемых мы пригласили своих коллег (исследователей зрения), которые, во-первых, были воспитаны на классической теории цветового восприятия Геринга и скептически относились к самой идее увидеть цвета, недопустимые в его учении, во-вторых, могли корректно и кратко описать свои наблюдения, что, согласитесь, немаловажно, в ситуации, когда ваши голова и челюсти зафиксированы специальными держателями и можно лишь неразборчиво бормотать сквозь стиснутые зубы. Кроме того, их мнение было достаточно авторитетным для скептиков. Таким образом, нашими испытуемыми стали семь исследователей зрения с нормальным восприятием  цветов (в том числе один из авторов данной статьи - Винсент Биллок, а также Джералд Глисон).

Поскольку люди неодинаково воспринимают яркость различных цветов, мы сначала оценили реакцию наших испытуемых на красный, зелёный, жёлтый и синий цвета (разной яркости). Затем мы предъявили каждому из них смежные поля, окрашенные в красный и зелёный или жёлтый и синий цвета, причем яркость смежных полей была либо выровнена, либо, наоборот, сильно различалась.

Одновременное использование методик выравнивания зрительных полей по яркости и стабилизации изображения на сетчатке оказалось очень эффективным. Шесть участников эксперимента из семи видели «запрещённые»  цвета на изображениях, выровненных по яркости (одному из испытуемых всё казалось серым). Граница между двумя полями исчезала, и цвета как будто «текли» через границу и постепенно перемешивались. Иногда результат был похож на градиентный переход, например от красного слева к зелёному справа, со всеми возможными оттенками зеленовато-красного и красновато-зелёного между ними. Временами можно было видеть красные и зелёные  области в одном и том же месте, но «на разной глубине», как будто один оттенок просвечивает сквозь другой. В отдельных случаях однородный красновато-зелёный или синевато-жёлтый  цвет заполнял целую область.

Любопытно, что двое испытуемых могли мысленно представить красновато-зелёный или сине-жёлтый  цвета даже после окончания экспериментов, хотя позже они утратили эту способность. Таким образом, мы теперь можем ответить на вопрос, заданный философом Дэвидом Юмом в 1739 г.: «Можно ли воспринимать “новые” цвета ?» Да, можно, но яркие новые цвета, которые мы увидели, были лишь комбинациями уже знакомых нам цветов.

Полученные данные позволили разработать модель, объясняющую механизм цветооппонентности процессами, не связанными с вычитанием  цветов, жёстко запрограммированным в виде нервных связей. Мы предполагаем, что популяции нейронов конкурируют за «право на жизнь» так же, как животные разных видов, если занимают одну экологическую нишу - с той разницей, что проигрыш приводит к «тишине» (отсутствию информации), а не к вымиранию. Компьютерное моделирование такой «борьбы» воспроизводит механизм классической цветооппонентности - для каждой конкретной длины волн «побеждают» либо «красные», либо «зелёные » нейроны (аналогично для жёлтого и синего  цветов). Но если удастся, например, нарушить связи между нейронными популяциями, то ранее «несовместимые» оттенки смогут сосуществовать.

В нашем эксперименте испытуемые не видели «запрещённые» цвета в тех случаях, когда яркость смежных полей не была выровнена. Вместо этого они наблюдали некие текстуры — например,  зелёный  блеск на красном поле или синие полосы на жёлтом фоне. В исследовании Крэйна и Пьянтаниды в некоторых случаях был получен аналогичный результат; это могло быть связано с тем, что авторы не всегда выравнивали яркость изображений.

Иллюзорные пёстрые и полосатые узоры, которые мы иногда видели, сами по себе очень интересны. Их исследованию посвящены многие работы. Подобные текстуры могут возникать, например, в смесях растворов при неравномерном взаимопроникновении веществ, перемещающихся асимметрично и с разной скоростью. На тот факт, что подобные диффундирующие смеси могут быть удачным объектом исследований, позволяющим создавать их математические модели, впервые обратил внимание ещё английский математик и пионер компьютерных технологий Алан Тьюринг. В числе прочего они позволяют смоделировать возникновение узоров, подобных окраске зебры, леопарда или множества других подобных биологических феноменов - и, в частности, иллюзий.

Самые распространенные геометрические галлюцинации, индуцированные мерцанием, - радиальные лучи, концентрические круги, спирали, сети и фигуры в виде сотов. В 1979 г. Джек Коуэн (Jack D. Cowan) из Чикагского университета и его аспирант Бард Ирментраут (G. Bard Ermentrout) (он сейчас работает в университете Питтсбурга) обратили внимание на то, что возникновение этих узоров связано с возбуждением полос нейронов в первичной зрительной коре (области мозга в затылочной части головы, участвующей в обработке зрительной информации). Например, когда человек смотрит на изображение концентрических кругов, активируются вертикальные полосы нейронов, изображения прямых радиальных лучей активируют горизонтальные полосы нейронов, а спиральных лучей - наклонные.

Таким образом, Ирментраут и Коуэн могут объяснить возникновение многих известных геометрических галлюцинаций, но только в том случае, если мерцание действительно активирует первичную зрительную кору так, что очаги возбуждения самопроизвольно организуются в полосы. В 2001 г. Коуэн и его сотрудники расширили предложенную ими модель, что позволяло объяснять возникновение намного более сложных узоров. Результаты исследований, однако, не дают точных рекомендаций, как вызвать какую-либо конкретную галлюцинацию для её детального изучения. Узоры, вызванные мерцанием, непредсказуемы и изменчивы - вероятно, потому, что каждая следующая вспышка нарушает галлюцинацию, вызванную предыдущей. Было бы очень полезно найти способ получать определённую устойчивую галлюцинацию для её подробного исследования. Зрительные галлюцинации и математические модели формирования узоров Тьюринга могут привести к новым открытиям в исследовании зрительной системы человека.

Нам хотелось добиться стабильности галлюцинаторных узоров, вызываемых мерцанием. Идею мы почерпнули из совсем другой области: науке известны некоторые системы, склонные к самопроизвольному формированию узоров, причем конкретная организация таких узоров зависит закономерным образом от незначительных внешних воздействий на систему. Представьте себе неглубокую ёмкость с маслом, нагреваемую снизу и охлаждаемую сверху. Если разница температур достаточно велика, то восходящие и нисходящие потоки масла самостоятельно организуются в ряды лежащих на боку цилиндров: при взгляде сверху они будут выглядеть как полосы. Каждый цилиндр вращается вокруг своей оси - жидкость поднимается к поверхности с одной стороны и опускается с другой. Подобная структура довольно устойчива при условии, что смежные цилиндры вращаются как шестеренки во взаимно противоположных направлениях.

Ориентация цилиндров (направление «полос») обычно определяется случайно в ходе формирования подобных структур, однако если в определённом месте дополнительно подогреть масло, то оно резко поднимется к поверхности, а цилиндры объединятся в линию. Введённые в заблуждение этой аналогией, мы решили попытаться стабилизировать галлюцинации, предъявляя изображения, окруженные мерцающим фоном или находящиеся снаружи от него. В наших экспериментах это были небольшие изображения концентрических кругов или радиальных лучей, окруженные мерцающей областью.

Подобные картинки вызывают активацию полос определенной ориентации в первичной зрительной коре головного мозга испытуемого. Мы полагали, что возбуждение, вызванное мерцающей областью, «расширит» узор, активируя дополнительные параллельные полосы. Таким образом, мы ожидали, что нашим испытуемым будет казаться, что концентрические круги и радиальные лучи начнут распространяться на окружающую их мерцающую область.

Вопреки нашим ожиданиям, эффект был противоположным. Вокруг реальных узоров в виде концентрических кругов возникали иллюзорные изображения радиальных лучей, которые вращались со скорость примерно один оборот в секунду. И наоборот, вокруг радиальных лучей возникали пульсирующие концентрические круги. Аналогичные результаты получались и в том случае, когда мерцающую область помещали внутри большого изображения. Во всех случаях область галлюцинации была ограничена размерами мерцающей области - она не затрагивала реальный узор, если только он тоже не мерцал синхронно фону.

Этот результат перестанет вызывать удивление, если учесть некоторые полученные ранее данные. Ещё пятьдесят лет назад Дональд Маккей (Donald M. MacKay) из Королевского колледжа Лондона показал, что если рассматривать изображение радиальных лучей в мерцающем свете, то вокруг них можно увидеть расплывчатый узор из концентрических кругов, и наоборот. Полученные Маккеем данные можно интерпретировать как результат своего рода оппонентности. Чтобы понять это, представьте себе, что произойдет, если вы увидите яркую вспышку красного света - после неё всё вокруг будет казаться  зелёным (зелёный цвет оппонентен красному). Если зрительная система воспринимает концентрические круги и радиальные лучи как оппонентные структуры, то расплывчатые узоры в иллюзии Маккея также могут быть аналогичными оппонентными послеобразами (как зелёный цвет в рассмотренном выше примере), появляющимися в мгновение темноты между вспышками.

Аналогичный эффект возникает, когда в присутствии красного поля смежное с ним серое поле кажется  зелёным (зелёный цвет оппонентен к красному). В соответствующих условиях - при таком использовании мерцания, как в нашей работе, - реальное изображение вызывает появление в прилежащей пустой области иллюзорного оппонентного изображения. В экспериментах Маккея также возникало иллюзорное оппонентное изображение, но этот эффект был разнесён во времени (т.е. лучи и круги нельзя было наблюдать одновременно), тогда как в наших экспериментах он был разнесён в пространстве (лучи и круги находились в смежных областях).

Хотя эксперименты с «невозможными» цветами и вызванными геометрическими иллюзиями напоминают фокусы, они, тем не менее, объясняют важные аспекты зрения вообще и механизмы оппонентного восприятия в частности. Исследование восприятия «запрещённых»  цветов  показало, что механизм цветооппонентности, раньше служивший моделью для описания всех явлений оппонентного восприятия, не единственно возможен и не столь жёстко запрограммирован, как считали ранее. Более гибкие механизмы, подобные нашей модели «конкурентной борьбы», могут быть полезны для полного понимания того, как же всё-таки в мозге происходит обработка оппонентных цветов .

Эксперименты со стабилизированными геометрическими иллюзиями показали, что несмотря на свою экзотическую природу, эти галлюцинации удивительно похожи на хорошо изученные зрительные эффекты с цветом. Нейронные механизмы геометрической оппонентности также очень интересны. Оппонентные геометрические узоры активируют перпендикулярные полосы нейронов в зрительной коре - возможно, именно эта их особенность станет ключом к пониманию нейронных механизмов оппонентности. Для того, чтобы ответить на этот и другие подобные вопросы, исследователям необходимо найти новые способы провоцирования обратимых нарушений в работе зрительной системы.

Авторы: Винсент Биллок (Vincent A. Billock) и Брайан Цоу (Brian H. Tsou) - биофизики, работающие над развитием комплексной теории восприятия цвета и пространства зрительной системой человека. Они совместно проводят исследования на авиабазе Райт-Паттерсон в штате Огайо. Биллок — главный специалист корпорации General Dynamics в Дейтоне, штат Огайо. Цоу - ведущий специалист Научно-исследовательской лаборатории военно-воздушных сил США. Цоу не может увидеть красновато-зелёный  цвет, т.к. он дальтоник, что и подтолкнуло его к изучению цветового зрения.

По материалам журнала В Мире Науки.







http://neurosomatic.livejournal.com/16799.html

http://mironovacolor.org/theory/color_system

+2


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Наука » Природа цвета.