Теория цвета — обширная и сложная область знаний. В неё входят элементы различных наук: оптики, спектроскопии, колориметрии, анатомии и физиологии человека, психологии, теории и истории искусства, философии, эстетики, теории архитектуры, дизайна и многих других прикладных наук.
Белый солнечный свет, сталкиваясь с плотным материальным телом, разделяется на два потока, один из которых видимый, а другой-невидимый, поглощённый телом. Видимая и невидимая части светового потока окрашены в дополнительные цвета (если твёрдое тело имеет хроматическую окраску).
Если же белый свет проникает через прозрачную тонкую материю (например, земную атмосферу), то он разделяется на множество разноцветных лучей, образующих три группы: красную, синюю и зелёную. Отец Павел Флоренский заметил этот феномен в природе и описал его в статье «Небесные знамения» (1919 г.).
Выйдем в открытое место, лучше всего при восходе солнца, или… когда солнце почти у горизонта, и заметим себе соотношение цветов. Прямо против солнца - фиолетовый, сиреневый и главное - голубой. В стороне солнца розовый или красный, оранжевый. Над головою-прозрачно-зелёно-изумрудный.
Что мы видим? — задаёт вопрос наблюдатель.
Мы видим свет и только свет, единый свет единого солнца,— отвечает Павел Флоренский.— Его различная окраска — не собственное его свойство, а соотношение его с той земною и … небесной средою, которую наполняет собою этот единый свет.
Обтекая землю, три небесных цвета гаснут в темноте ночи, а затем воссоединяются в белый, чтобы продолжать свой путь в космосе.
Свет и цвет.
Цвет вездесущ; для зрячего существа он заполняет всю сферу окружающего пространства и исчезает только тогда, когда в поле зрения нет света, или же отсутствует само зрение.
Стало быть, цвет не возникает без света. Что же такое свет? Мудрецы древности отвечали на этот вопрос с удивительным единодушием: свет — это Бог.
Источники света обожествлялись в культуре всех древних народов: солнце, луна, звёзды, огонь, молния персонифицировались в мифологических образах Атона, Митры, Ахурамазды, Сурьи, Брахмана, Исиды, Иштар, Венеры, Агни, Рудры, Зевса и множества других.
В эпоху позднего эллинизма появилась потребность отыскать общее начало мира, единое божество. И оно было найдено трудами учёных Древней Греции — Платона, Парменида, Прокла, Ямвлиха, Плотина, Синезия. Этот бог-демиург, творец мира, был назван Единым, и эманация Его (исходящая от него энергия) была названа СВЕТ.
Свет — это само Единое. Свет есть энергия Единого. Свет — душа мира. (Плотин).
Иными словами, свет — это Бог:
Я свет миру (Ин. 8:12).
Я свет пришел в мир (Ин. 12:46).
Бог есть свет (1 Иоан. 1:5).
Цвет—это свет, претерпевший столкновения и взаимодействия с материальными телами, в том числе с органами зрения (у кого они есть).
Определение Гёте: Цвета — деяния света, деяния и страдания…
Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета.
Определение Шеллинга: Свет в соединении с не — светом (т.е. телом) есть замутнённый свет, то есть цвет.
Цветовой феномен есть раскрывающаяся почка света…
Определение Платона (самое красивое): Цвет — это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать.
И, наконец, современное научное определение: Цвет — это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света.
Ещё две классические аксиомы: Свет сам по себе невидим; он как таковой только мыслим.
Всё, что мы видим — это цвет. (Аристотель).
Феномен цвета имеет двойственную природу. Объективная его составляющая — свет; субъективная — зрительное ощущение.
Свет — адекватный возбудитель зрительных нервов, которые никаких других сигналов не могут послать в кору головного мозга, кроме импульсов, возбуждаемых светом. Поэтому мы и ощущаем зрением только цвет (результат переработки света).
Все небесные тела, излучающие свет, а также все земные тела и вещества, отражающие его сияние, были предметом обожания и воспевания поэтов всех времен и народов.
В древности люди молились светоносным богам, распевали им гимны, возжигали ароматы. В Средние века изображали Бога и святых с золотыми нимбами над главами, бликами света на лицах, руках, одеждах; наполняли храмы сияющим светом цветных витражей, блеском смальтовых мозаик и золотых окладов икон.