ПОЗНАЙ СЕБЯ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Гипотезы » Мудрость змеи.


Мудрость змеи.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?

Giordano Bruno.

http://s4.uploads.ru/YCRvt.jpg

Предания о первозмеях, змеелюдях, демонах-змеях встречаются практически у всех живущих на Земле народов.

Языческие мифы говорят о том, что змеи предшествовали всем богам и правителям Вселенной. Не удивительно, что существовала вера в то, что спаситель, на которого возлагались надежды язычников, был «семенем змеи».  Именно так было в Греции - первое упоминание о Бахусе гласило о том, что он появился в результате связи его матери с отцом богов, явившимся к ней в виде «пятнистой змеи». Пересказывать все подобные случаи из истории многочисленных религий займет слишком много времени и букв, но все они написаны как под кальку, архетипичны.

Знаем, что слово «сэр», производное от слова «змея». Традиции эти идут от того времени, когда правителю было необходимо заручится особым титулом, который доказывал бы его принадлежность к «семени змеи». Так, когда Александр Македонский был объявлен богом, его мать Олимпия провозгласила, что он был сыном не её мужа - царя Филиппа, а сыном Зевса, который явился к ней в виде змеи. Точно так же и Юлий Цезарь называл себя сыном Аполлона, который ради его рождения принял форму змеи. Любопытно, не правда ли.

http://s5.uploads.ru/uRHvD.jpg

Слева статуэтка Сераписа, найденная в Афганистане.  Дубина, которую он придерживает правой рукой – демократизатор, инструмент примитивный, но надежный. В левой руке «чаша», на голове «ступа».  Змея, неизменный атрибут бога, здесь обозначена на левой ноге, обвивая голень.  Справа – Асклепий. Ноги прикрыты хитоном, змея переползла на дубину, чаша в левой руке осталась.

Возможно, утверждение будет тривиальным, но нет сомнений, что титул Повелителя Бездны Энки «Серапси», который через тысячелетия стал именем бога, Сераписом,  у греков трансформировался в Асклепия. Или Асклепий стал его ипостасью, отделенной сущностью Энки, который таким образом попытался проявить себя на поверхности физического мира.

Асклепия отождествляют с египетским Имхотепом, также как и его греческий аналог, занимавшимся врачеванием. У исследователей нет сомнений, что Асклепий это Серапис. Посмотрим на эти три картинки ниже, для того, чтобы в этом убедиться. Атрибуты бога те же самые, разве что «корзинка» (её можно видеть отчётливо на двух крайних изображениях) теперь находится не на голове, а на земле. Теперь это не ведёрко, и даже не корзинка, а скорее оплетённое яйцо, выступающее из земли. Или стилизованная, гранёная  «шишка», которую мы могли видеть на изображениях кадуцея Гермеса. Та шишка, которая упала с кадуцея на рельефе Зервана. Посох напоминает кадуцей Гермеса, но всегда упирается в землю. В отдельных изображениях змей (змея) присутствует возле ног, в большинстве – переползает на посох, тирс, поднимаясь по нему вверх.

http://s5.uploads.ru/K6XPZ.jpg

Не слишком запутанным получается детектив? Если после всех этих сложных трансформаций и метаморфоз с заменой имён и псевдонимов, как в многосерийном шпионском фильме, я сейчас скажу, что Асклепий и есть Гермес, вы очень удивитесь?

Однако это так. Гермес Трисмегист и Асклепий – одно лицо. Это следует хотя бы из диалога Гермеса и Асклепия, где Гермес как бы отвечает своему «ученику» Асклепию на его вопросы.  Подобная форма изложения концептуальных положений философии часто присутствует в античных текстах. Впрочем, воды, которой философы разбавляют свои произведения, в текстах Гермеса нет. Тем тексты и были интересны. Информация плотно посажена, каждая фраза, написанная простым и доступным языком, несёт смысловую нагрузку - стиль близок к научной статье, только без зауми научных терминов, которые в те времена ещё не существовали. Ради примера отвлечёмся, чтобы почувствовать красоту изложения:

«Мир есть полый шар, имеющий в себе самом причину своего качества, невидимый в своей целости; … Шар сей кажется видимым только посредством отдельных отражений идеальных форм, как будто нарисованных на его поверхности; он видится в образах, но в действительности он всегда невидим сам по себе. … Образы мы называем идеями, потому что это видимые формы».

Современным научным языком, примерно то же самое, звучит более коряво:

«В случае запутанных состояний редуцированные матрицы плотности обладают ненулевой квантовой энтропией, в то время как энтропия чистого состояния составной квантовой системы равна нулю. Это свидетельствует о том, что флуктуации отдельных частей системы взаимосвязаны. При этом степень их корреляции тем больше, чем более случайными они являются по отдельности, поскольку флуктуации в обеих независимо рассматриваемых частях составной системы обусловлены единым источником - чисто квантовыми флуктуациями в составной системе. Можно сказать, что чисто квантовые флуктуации, отвечающие чистому запутанному состоянию составной квантовой системы, при независимом рассмотрении отдельных частей системы переходят в классические флуктуации соответствующих частичных распределений вероятности (т.е. частичных матриц плотности)  и  описываются энтропией этих распределений».

Мера квантовой запутанности чистых состояний. С.И.Доронин. Квантовая Магия, том 1, стр. 1123.

Немного религий предоставляют теории, получившие продолжение в науке – с другой стороны, наука практически не допускает существование какого-либо «Творца» и описывает причину возникновения мира и нашего существования чередой чисто случайных совпадений. Но чем больше наука изучает «материальный» мир, тем более он становится похожим на «идеальный». Всё это вместе складывается в славную головоломку.

И тот, и другой отрывок написан по-русски, но в разной терминологии. И то и другое сложно для восприятия человеку без должной подготовки. Язык – явление многофункциональное. Выработка особого языка для передачи информации и позволяющего адекватно описывать происходящее в определенных терминах нужна для понимания как можно большего числа людей в этой информации заинтересованных. Но чем больше языков – тем меньше понимания.  Слово имеет ограниченную область применения. Графический знак-пиктограмма является универсальным «термином», понятным большинству интуитивно. И если что-то в древности изображали - это, первоначально, несло строго определённое значение. Особенно, если это было изображение богов и их атрибутов.

«Асклепий» содержит описание творения мира и иерархии богов, и в частности то, что человек может творить богов из изваяний, в которые можно заключать души демонов посредством церемоний. Само по себе заключение «сущности» в камне интересно как таковое, недаром появились запреты на изготовление «каменных идолов» и «богов литых», а потом и вовсе был наложен строгий запрет на изображения в иудаизме и исламе. Что интересно, запреты появились намного раньше победы авраамических религий над «язычеством».

Запреты на изображения были и в Египте и Риме. При этом, большинство тех скульптур, которые можно было уничтожить – уничтожалось. Например, Эхнатон запретил любые изображения, кроме собственных, но после его смерти, когда его город Ахетатон покинули и он превратился в руины, стали говорить о его преступлениях и восстановили то, что было разрушено по его приказу. На протяжении тысячелетий это происходило многократно и носило циклический характер. Таким образом в новоделы постепенно вносились неизбежные ошибки, которые закреплялись следующими поколениями жрецов и ваятелей.

Поэтому древние изображения – большая редкость. Большинство их существуют в обломках, которые постоянно находят археологи. Ваяли скульптуры из прочнейших материалов – и если от них остались рожки да ножки с копытами – этому явно не время было причиной.

Герметическое учение, к которому первые Отцы Церкви относились благосклонно, было в «Тёмные Века» так же забыто, поскольку до того было тщательно разбито на мелкие осколки. Процесс восстановления его из отдельных фрагментов начался в период Возрождения.  Можно много чего красивого наговорить о начале Ренессанса и его причинах, что и было сделано в тысячах иллюстрированных и обстоятельно толстых диссертаций учёных на эту тему, которые вы легко найдете в библиотеках. Можно расплывчато считать его начало XIV-XV веками. Но, я думаю, что не погрешу от истины, и не обижу «коллег», назвав точную дату. Это 1463 год. Тогда агент, посланный Козимо Медичи в Египет, вернулся во Флоренцию с набором из 14 герметических трактатов, известным теперь как Corpus Hermeticum. Событие было настолько значимым, что Козимо даже приказал своему учёному, Марсилио Фичино, отказаться от эпического перевода с греческого полного собрания сочинений Платона, чтобы сконцентрироваться на переводе работ Гермеса, которые в свою очередь повлияли на всё искусство - от Леонардо до Шекспира и положили основание современной науке.

Принято считать, что преследовали Галилея, и Джордано Бруно сожгли на костре как еретика за то, что они высказывали ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями, что не понравилось закосневшим в догме инквизиторам.  Типа: Science vs. Religion. На деле было гораздо серьёзней: столкнулись две идеологии. Галилей, Бруно, Коперник начитались подрывной литературы, нахватались экстремистской идей, вроде того что человек вовсе не сосуд греховный, несчастное существо, полностью зависящее от милости Божией (и от служителей Церкви, конечно) для его спасения, а следуя герметической пословице «Magnum miraculum est homo», (Человек есть великое чудо), имеет неограниченный потенциал в развитии. Для многих европейцев того времени было откровением, что и женщины были включены в это «великое чудо». И именно эта уверенность в себе лежала в основе интеллектуальной смелости, определяющей эпоху Возрождения.

Все те процессы реванша Гермеса в войне за умонастроение сегодня отчего-то стыдливо замалчиваются историками, не упоминаясь вовсе. Это все равно, что писать историю ХХ-го века, игнорируя при этом социализм.

Еретиком Бруно был объявлен вовсе не за его «научные открытия», вроде утверждений о том, что вселенная бесконечна и развитие идеи гелиоконцентризма Коперника, которые явно были почерпнуты им из герметических книг (что он называл подтверждением, найденным в древних источниках), а за основание тайного общества «Giordanisti», в котором он готовил реформу католической церкви. Giordanisti. Слухи о том, естественно, не могли быть не замечены Ватиканом. Бруно считал, что герметизмом представлена истинная религия, концентрированная мудрость древнего Египта, которая была искажена и в этом виде принята христианами. Но герметические книги предсказывали, что «истинная религия» будет восстановлена в мире за один день, и Бруно считал, что это произойдет в его время. Он твёрдо верил, что это повлечет за собой не менее радикальную реформу католической церкви. Если не полную её замену.

Долго ли Бруно мог неприкрыто носить эту бомбу подмышкой? Как вообще ему дозволялось свободно путешествовать по Европе с таким счастьем? Нам рисуют Бруно как скромного монаха-доминиканца, но его лично знали, принимали и поддерживали Елизавета I, Генрих III Французский, и даже император Священной Римской империи Рудольф II. Это давало ему некоторую иллюзию, что подобное покровительство как-то иначе повлияет на то, что в таких обстоятельствах было неизбежным. Но, человек предполагает, а итог всем теперь известен – большой костёр.

+1

2

Медицинский символ.

Революция в мировоззрении не состоялась, о «герметизме» не упоминают, в лучшем случае сомневаются в том, что Бруно его исповедовал, но герметические идеи проникли в науку: в астрономию, химию и физику, а «языческая» символика была всё же воспринята как светской властью, так и церковью.

Давайте посмотрим на три эти популярных ныне символа, тиражированных в миллиардах копий. Кадуцей, посох Асклепия и чаша со змеей.

http://s5.uploads.ru/TxnzB.jpg

Все три символа представляют собой медицинские эмблемы, имеющие сотни модификаций. Даже герметический «кадуцей», потерявший «шишку» на вершине, и замененную на простой шарик – тоже повсеместно эмблема медиков.

http://s4.uploads.ru/dIjTO.jpg

Несмотря на то, что ту же эмблему используют торговцы. Использование кадуцея в медицинском контексте у некоторых вызывает недоумение: «Как бог большой дороги и рыночной площади, Гермес, был, пожалуй, прежде всего покровителем торговли и толщины кошелька: как следствие, он был защитником коммивояжера. Как посланник богов, он представляет на земле не только мир, но и смерть. И его сладкоречивое красноречие не всегда рассчитано на лучшее применение. С этой точки зрения, не будет ли его символ больше подходить для определенных конгрессменов, медицинских шарлатанов и поставщиков пылесосов, а не для терапевтов? Как проводнику мертвых в их подземные жилища, его эмблема была бы более уместна на катафалке, чем на автомобиле врача» (Stuart L. Tyson, "The Caduceus").

М-да. Ассоциации у символа не столь веселые, какие вызывает змея склонившаяся над чашей – мол, «тёща кушает мороженое» или как медики про себя шутят: «Хитер, как змей, и выпить не дурак». Спорный со многих точек зрения символ. Чаша здесь якобы символизирует яд, собранный в ней. Но в медицинской практике применение змеиного яда началось не так давно. Единственное упоминание о змеином яде, как препарате, в  античных источниках говорит о том, что понтийский царь Митридат VI Евпатор регулярно принимал малые порции змеиного яда, для того чтобы стать невосприимчивым к отраве.

Говорят о том, что чаша -- это символ Гигеи, дочери Асклепия, которая готовила в ней лекарства. Действительно были таковые изображения. Только мы не найдем в них изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши. Ни в древние времена, ни в античные таковых изображений не было.

Змея всегда присутствует отдельно. Либо её кормят из этой чаши. В чаше – жертвенные приношения.

http://s5.uploads.ru/XPfo1.jpg

Заметьте, что на этом рельефе змея обвивает стержень, увенчанный всё той же «шишкой». Шишку спустя тысячу лет сняли, и поместили на верхушку чашу. Судя по всему, с «шишкой» были какие-то проблемы в её интерпретации как символа или желание его дезавуировать. Но, скорее, никто не понимал - зачем она там? Что за шишка? Ну, причем здесь сосновая шишка, в самом деле? Шишка определённо не помещалась на стержень – её не знали, каким местом туда приткнуть.

http://s5.uploads.ru/m8ICW.jpg

Появилось очень много изображений «без шишки», или с заменой её на пламя факела, иголье ушко, или на зеркало, как в символе французских медиков. «Тёща смотрится в зеркало». Применение зеркала у медиков оправдано в нескольких частных случаях, но в большинстве для проверки – «пациент жив или мёртв?»

Собственно, кажется неоправданным такое обилие символов врачевания при кажущийся простоте, казалось бы навсегда найденного графического решения – чем плох красный крест? Символ, впервые появившейся как знак милосердия на белых плащах рыцарей-госпитальеров? Но вы, наверное, заметили, что чем дальше, тем символ становится менее популярным – вот уже и на аптеках повсюду появились зелёные кресты или кресты заменяются какими-нибудь змеюками. Этому есть две причины.

Первая – «крест», как знак, однозначно воспринимается как символ христианства, а оттого неприемлем толерантным и политкорректным сообществом, поскольку является для того «оскорбительным». Попытки прикрепить к нему полумесяц, частью этого сообщества тоже воспринимается как оскорбление. Мусульмане в качестве медицинского символа используют только полумесяц, а евреи ромб. В штатах используют теперь знак, одновременно похожий и на шестиконечную звезду и на руну Hagal (русскую букву «ж»).

Вторая – логотип «красный крест» официально зарегистрирован за компанией Johnson & Johnson в качестве товарного знака ещё в 1887 г. и потому никто не может использовать его без разрешения компании. На это не слишком обращали внимания, поскольку знак используется с 1864 г. в качестве защитного знака, обозначающего нейтралитет в вооруженном конфликте. Но медикам, чужим, его использовать запрещено – компания легко выиграла несколько судов.  Попрание патентного права-с. Любопытно, что сама компания Johnson & Johnson использует крест как логотип крайне редко.

                                                               Повелитель мух?

http://s5.uploads.ru/tXQNj.jpg

Символику «Посоха Асклепия» объясняют тем, что якобы «врач шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею, но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава и  воскресила убитую. Асклепий приметил травку и стал ею врачевать». – Возможно, кого-то таковое объяснение и удовлетворит, как и притча про змею с ушами, но ведь ясно сказано – Асклепий змею убил, аки Георгий Дракона. И символом медицины не стала змея с травкой во рту, (вроде голубя мира с веточкой в клюве), имеющая более важное значение для здравоохранения античных граждан и рабов. Асклепий убил змею, а Асклепия убил Зевс, поскольку тот стал настолько искусным во врачевании людей, которые могли жить без болезней бесконечно долго и воскрешал мёртвых, что противоречило генеральной божественной линии. По сути, мы имеем другими словами и другим сюжетом пересказанный миф о Прометее, несущем огонь или о Люцифере, несущем свет. После смерти, усилиями мойр (особой расы богинь), Асклепий был освобожден из Гадеса и перемещён на небесный свод, где занимает созвездие Змееносца.

Совершенно очевидно, что змея связанная с образом Асклепия иллюстрирует нечто другое и более значительное, чем случай на прогулке.

http://s5.uploads.ru/CVZIN.jpg

Вот, на этом рельефе хорошо видно два символа Асклепия: колонну-герму с «шишкой» на вершине и охраняющего её Змея. Обратите внимание на 4 кольца на колонне. Не напоминает египетский джед? Сам Асклепий (Эскулап) здесь изображен с ведёрком на голове. Так, как изображали Сераписа. Сераписа называли «Священной Змеёй».

Асклепий. Что означает его имя? В википедии вы прочтете - Ἀσκληπιός, «вскрывающий». Но есть и другие толкования: «А» - определенный артикль, «скл» -  учить, «эфи/эпи» - змея. Или: «Аиш-шкул-апэ» - от «Аиш" человек, «шкул» наставлять  и «афэ» или «апэ» змей (по Александру Хислопу).  Таким образом Асклепий означает «наставляющая змея», что не противоречит всей остальной подоплеке. Римский писатель Макробиус, описывая мистическое учение древних, говорит, что Эскулап был благотворным влиянием солнца на души людей. А Змей был символом просвещающего солнца.

Рим непосредственно заимствовал свои знания Мистерий из Пергама, где согласно Иоанну Богослову находится одна из семи церквей Апокалипсиса, и расположен «престол сатаны». В Пергаме широко поклонялись богу солнца в виде змея по имени Эскулап, «Змею, наставляющему людей».

Славная картинка вырисовывается, не правда ли? Ещё интересней становится сюжет, если взглянуть на эту картинку с рельефа найденного в Помпеях.

http://s4.uploads.ru/AEoFs.jpg

Здесь нет антропоморфного изображения Эскулапа, но присутствуют его атрибуты-символы «шишка» и охраняющие её змеи. Змеи, так или иначе, представляют хтонических «тёмных божеств». Но они сдублированы небесными птицами, гоняющимися за мухами. Если змеи, без сомнения, это змеи Эскулапа, то символику какового бога может представляет ласточка, уничтожающая мух?

С одной стороны:

- это можно трактовать, как это делает Хислоп,  Бээл-зэбубом, «Повелителем мух» или иначе «Неугомонным Господом». Тем, кто «ходит по земле, проходит безводные части, ища покоя, и не находит его».  Также его именовали Вельзебуб, Вельзевуб, Веельзебут, Велиал, Баалзебуб, Бельзебут, Баал-Зебуб, Бааль-Звув. Это – Вельзевул, тот, кто отождествляется с семитским божеством Баалом. «Властелин мух» - это военное прозвище сподвижника Люцифера, полученное им в биологической войне с Ханааном, когда он наслал с мухами чуму.  Его же призывали, когда нужно было от донимающих мух избавиться.

На этом основании Хислоп в книге «Два Вавилона» делает вывод о том, что римляне в лице Эскулапа на деле секретно и тайно поклонялись «Повелителю мух».

Нужно сказать, что первоначально Вельзевул у евреев не был столь демонизирован. К нему обращались как к местному божеству и оракулу, и за исцелением в том числе. Каким образом иудейская демонология дошла до отождествления Вельзевула с сатаной — неизвестно. По некоторым мнениям, в этом сказалась потребность унизить сатану низведением его до степени «бога мух», «бога навоза» или всякой нечистоты и грязи.

С другой стороны:

- на изображении мы видим двух ласточек, мух уничтожающих. И очень сомнительно, что ласточка могла быть символом Вельзевула. Его изображали как большую муху, или как навозного жука. Скарабея, как называли его египтяне. Одновременно, это символ возрождения в загробной жизни и символ «Повелителя мух», Вельзевула.

+1

3

http://s5.uploads.ru/LZTyw.jpg

                                                                       Шишка.

Итак, на рассмотренных ранее изображениях присутствуют два вида «шишек». Одну из  них помещают на земле или на постаменте, как в изображениях с Асклепием, другая венчает инструмент типа «скипетр» в руках Германубиса. Разница принципиальна – в первом случае «шишка» явно «заземлена» и связь её с Землей явственна. Во втором случае «шишку» возносят над землей, и даже иногда снабжают крыльями, чтобы разница была более показательна. Любопытная деталь - во многих изображениях скипетр держат не в голой руке, а через ткань. Через диэлектрик. Как это делают во многих  современных культах, когда нужно подчеркнуть особое значение святыни, к которой недостойными руками прикасаться нельзя. В этом случае о сакральности действия сказать нечего – это просто техника безопасности. Хороший электрик не только перчатки наденет резиновые, но и коврик под ноги подложит.

Изображения «шишки» в виде «декоративных элементов» можно узреть на стенах христианских храмов и в их интерьерах. Да и не только христианских. Она повсюду. Шишки являются важным элементом христианской иконографии, включенным в оформление книг, подсвечников и других обрядовых артефактов. И если кого спросить (того кто выглядит компетентным), то можно услышать много красивых объяснений по поводу того, что сосновая шишка символизирует возрождение и плодородие. Звучит это не слишком убедительно, поскольку любой плод может служить таковым символом - хоть яблоко, хоть огурец. Да и Христос  в своих притчах о шишках ничего не говорил.  Символ явно языческий, а в объяснении есть явная недоговоренность, чтобы мирян не смущать.

Естественным образом возникает вопрос: - а что за шишку нам всё время пытаются из древности показать с такой экзистенциальной навязчивостью?

                                                                  Место гаданий.

Внутренняя часть музейного комплекса Ватикана называется Giardino della Pigna, или Место Cосновой Шишки,  в честь многотонной четырёхметровой бронзовой статуи, представляющей простую шишку. Во внутреннем дворе, который был специально под неё спроектирован архитекторами, не нашлось места для Животворящего Креста, статуи Девы Марии, Христа или апостолов. Центральное и главнейшее место всего архитектурного комплекса занимает  не христианский символ, а шишка – символ языческий. Почему языческий? Конус был смоделирован и отлит во время первого века от Р.Х. На базе имеется подпись мастера, который изготовил шишку: Publius Cincius Calvius, вольноотпущенник из рабов. Бывшее местонахождение конуса точно неизвестно – по одним сведениям -- это часть бывшего когда-то фонтана, по другим - найдена в развалинах мавзолея Адриана или в храме Изиды, что находился около Пантеона  - но между 498-514 гг. папой Симмахом она водружена на площади перед базиликой св. Петра, затем стала деталью нового  фонтана, а позже заняла центральное место на постаменте перед гигантской  аркой. Особой какой-то красотой, и по тем временам древностью, скульптура не обладала и трудно сказать, почему она избежала переплавки.

Бронзовые птицы со змеиными шеями, павлины, - были изготовлены при последней установке шишки, в дополнение к ней.  И если мы сопоставим изображение шишки с рельефа в Помпеях с данным изображением, с целью найти десять отличий – увидим, что птицы и змеи из Помпей здесь химерически слились в птицезмей. Павлин птица не однозначная, как символ. Некоторые мусульмане считают павлина птицей дьявола – но это больше относится впрямую к Ангелу-Павлину (Тавуси Малак), которому поклонялись езиды, (курды, не считающие себя курдами).  Поскольку езиды не являются «людьми Книги», значит и все воззрения их по логике подобных исламистов, сатанинские. В индуизме павлина боги используют как транспортное средство, на котором ездят верхом, и видят как «солнце». В Иране павлины, стоящие с двух сторон Древа Жизни, означают дуализм и двойственную природу человека.  Христиане объясняют появление павлина в иконографике тем, что это символ воскрешения, поскольку павлин не гниет (?) и меняет каждую весну свои перья. Как змея кожу, добавлю. Позже, положительное мнение о павлине сменилось на противоположное – он стал знаком надменности, заносчивой гордости, чванливости и тщеславия – что никак не сочетается с христианскими ценностями.

О символе Павлин:

Павлин.

На том месте площади, где шишку когда-то поставил Симмах, сейчас красуется скульптура  «Сфера в сфере», выполненная итальянским скульптором, сеньором Помодоро. Такая фамилия.

http://s5.uploads.ru/zIgYr.jpg

Два этих объекта одинакового размера (4 метра) находятся почти рядом, но каждый из них занимает в размещении самое значимое место из всех возможных. Трудно сказать, что на площади больше доминирует, шишка или сфера. Пожалуй, сияющая золотом сфера затмевает медную патину шишки. Сфера, как культовый предмет в музее древностей  – интересный ход ватиканских музейщиков. Но, думаю, что решение поставить этот, чужеродный по отношению к окружению объект, принимали не они.

Внутренний шар «Сферы в сфере» объясняется как планета Земля в космической сфере христианства.  Быть может, есть и другие версии, но их не приводят. Очевидно, что с таковой трактовкой многие согласны, поскольку в духе времени: прикольно и гламурно блестюче, но, странно – почему не возникает вопросов, зачем эти сферы раздолбаны как «Звезда смерти» в саге о «Звёздных войнах»? Что за странная начинка в этом механическом апельсине? И что за страсть у католических отцов  проявилась к модернизму, которым они никогда не увлекались, сохраняя традиции отцов Церкви?

Внешний корпус устройства (а это явно какой-то технический агрегат) разнесен взрывом. Внутренний, прочный корпус тоже пострадал. Со всей очевидностью, именно он был целью внешнего деструктивного воздействия.

Весьма спорное впечатление это производит на фоне окружающих по периметру площади мраморных античных богов с отбитыми руками, которые были когда-то подняты. Зачем ЭТО?

Я напомню две вещи:

Ватикан - суверенная территория Святого Престола и без санкции Папского комитета что-то противоречащее духу Церкви там появиться не может.

Государство получило название от холма, на котором стоит - «Mons Vaticanus», с латинского vaticinia — «место гаданий».

Может быть, у иерархов Церкви были всё же причины поместить эти два объекта на самые видные места в экспозиции?

+1

4

«Камень, который шепчет».

Шишка, которую мы видим под ногами Асклепия – это омфал. По гречески – пуп.  Пуп Земли. Точка сборки. Есть несколько легенд, объясняющих таковое значение слова. Согласно одной из них, Зевс выпустил с западного и восточного предела мира двух орлов, чтобы выявить центр планеты, а в точку их встречи отметил камнем,— омфалом. По другим версиям - омфал был могилой дельфийского Змея Пифона, и изначально представлял из себя надгробный камень, который мог служить точкой соприкосновения между миром живых и мёртвых, выступая центром мироздания.

Кроме того, имеются сведения, что камень «упал с неба», т.е. был метеоритом.

1. Это реперная точка, от которой расходятся линии, разделяющие горизонт на четыре части.

2. Камень упорядочивает время и пространство.

3. Омфал определяет центр для страны, города или местности. «Краеугольный камень».

4. Он - символическое отображением разума, проявленного в физическом мире.

5. При помощи данного устройство можно было общаться с небесами, (использовать для прямого общения с богами), а также с другими местами на Земле.

6. Под «камнями» существовали подземные полости, камеры, колодцы и лабиринты.

http://s5.uploads.ru/wSG2d.jpg

Конструктивно омфал (из тех, которые до нас дошли) представляет из себя, шишкообразный, конический, яйцеобразный камень, около метра в высоту, полый, как правило, внутри. Среднее фото - омфал, найденный на острове Делос.

Слева – омфал из археологического музея в Дельфах. Это – массо-габаритная модель того омфала, который использовался в святилище Аполлона. Вывод следует из того, что реальный камень (по описаниям) обвивали повязками из виссона, умащенными елеем, и которые то масло абсорбировали (возможно с техрегламентом обслуживания) – а здесь мы видим скульптурную имитацию этих "повязок". Т.е., в какое-то незапамятное время оригинал, настоящий камень, был утерян и заменен копией, его скульптурным изображением, которое сейчас показывают туристам. А может быть и не утерян, а надежно спрятан.  Во всяком случае, то, что мы сейчас видим в музеях – это копии, имитации, и возможно «футляры» для реально работающего когда-то устройства. То, что камень «работал», подтверждается многочисленными отзывами авторитетных посетителей оракула и его широчайшей известностью в древнем мире.

http://s5.uploads.ru/W9Tat.jpg

Дельфийский оракул был полностью разрушен в IVв. от Р.Х. по приказу императора Феодосия и сейчас даже  трудно сказать где находился в действительности «камень». Это дает богатые возможности для дискуссий на эту тему в современной исторической науке.  Учёных занимает вопрос: помещался ли древний омфал в целле храма, в пронаосе, в помещении для вопрошавших, в опистодоме или перед входом? Вопрос  о том, что представлял из себя омфал, остается за рамками обсуждений.

У дельфийского камня был «двойник», который находился в храме Амона в оазисе Сива. Имеются сведения о том, что между этими двумя точками существовала связь, типа теперешней междугородней. Напомню, что это было местоположение оракула, к которому бросился консультироваться Александр Македонский, как только прибыл в Египет – там он получил предсказание, что станет фараоном. Оазис Сива находится на границе с Ливией. Сива – интересное место. В 525 году до н.э. персидский царь Камбис, после прихода Египта отправил 50 тыс. воинов для покорения Сивы, но они бесследно исчезли в пустыне. Их миссия состояла в том, чтобы низвергнуть Оракул в храме Амона. Об этом рассказывали античные историки, и это долго относилось современными учёными к разряду мифов, пока в 2009 году итальянцы не откопали в ливийской пустыне косточки тех персидских воинов и их снаряжение.

Поход Камбиса в Египет выглядит достаточно странно – по описаниям греков его называли «безумным». Старший сын Кира Великого только и занимался тем, что жёг города, разрушал памятники, стирал имена с саркофагов. Геродот писал, что Камбис явился в Саис исключительно затем, чтобы совершить поругание над мумией Амасиса. Отмечают, что когда Камбис покорил Египет, он разрушил все храмы египетских богов, но не коснулся иудейского святилища, уже тогда существовавшего на Элефантине. Вряд ли слабая Сива чем-либо могла угрожать могуществу вавилонского царя, и скорее всего Камбис просто захотел завладеть «артефактом» единолично, чему «природа» воспротивилась, шлёпнув сверху по армии гигантской мухобойкой и заботливо укрыв её от глаз песочком на две с половиной тысячи лет.

Сиву разрушили гораздо позже. Судьба омфала неизвестна.

http://s4.uploads.ru/5mxPl.jpg

Сейчас Сива представляет из себя глиняные развалины на фоне «Горы Мёртвых», меж которыми кое-где теплится жизнь экскурсоводов. Аналогично выглядит некогда величественный храм Амона.

Если верить  содержанию «Псевдо-Каллисфена», текста, появившегося через несколько веков после смерти автора, Александр Каллисфена, (историка, племянника Аристотеля и официального историографа Александра) – шишкообразный ливийский омфал был похож на большой сияющий драгоценный камень. Возможно отсюда идёт ещё одно название, но скорее эпитет - «камень сияния».

Геродот писал о двух женщинах, которых финикийцы выкрали в Фивах. Одну из них продали в рабство в Ливию (на западе Египта), а другую в Грецию. Женщины основали первые оракулы в этих странах. По словам Геродота, эту версию ему рассказывал жрец в Фивах. Позже эта история модифицировалась в миф о двух чёрных голубках.

«…Но, кроме того, он был,
Камень, который шепчет;
Мужчины его сообщения не будут знать,
Народ Земли не поймет…»

Возможно потому, что женщина способна в этом неясном шёпоте слышать больше, чем мужчина – так устроены её мозги. «Баба сердцем чует».

Несомненно, именно по этой причине, толковательницы оракулов при храмах, где были установлены «омфалы», были жрицами, женщинами. Их называли «сивиллами». Происхождение слова  для исследователей неясно, достаточно вольно его переводят как «воля бога», с подачи и по трактовке Марка Теренция Варрона. И странно, что версия происхождения слова «сивилла» от «Сива» не рассматривается. Что совершенно очевидно, если проследить источники.

Климент Александрийский упоминает, что, по мнению античных авторов, первой Сивиллой была дельфийская Фемоноя. В других источниках Фемоноя именуется Пифией. У дельфийской сивиллы было ещё одно имя — Герофила (дочь Зевса и Ламии). Имя Сивиллы ей, согласно Павсанию, было дано ливийцами.

http://s5.uploads.ru/WJADM.jpg

Сивиллы буквально сидели на омфалах, восседали на них, когда пели свои предсказания, что позже дало основание некоторым озабоченным искусствоведам, пересмотревшим множество аналогичных восточных изображений, превратить омфал в фаллический символ, тем более, что по-гречески это звучит омфалос. Ну как же мы в нашем повествовании без фаллосов-то обойдемся, гусары... Но о них несколько позже, а пока посмотрим эту карту.

http://s4.uploads.ru/Je4N6.jpg

Видим, что услуги прорицательниц в древнем мире были востребованы широко. Тексты упоминают о 18-и сивиллах, называвшихся по местам их обитания. Наиболее известны Дельфийская, Эритрейская и Кумская. Менее, такие как Еврейская (Сабская, Сабба, Самбетта), которую часто ассоциируют с королевой Шеба, царицой Савской. Впрочем, в оценке их количества и имён античные авторы часто расходятся во мнениях, поскольку большинство из них этими древними авторами уже в то древнее время назывались «древними сивиллами», и вряд ли сейчас можно восстановить всё с точностью, хотя попыток сделать это, было немало.

Глядя на эти оракулы сверху, весьма соблазнительно протянуть между ними нити, связывающие шёпот камней в единую сеть, типа сотовой. Тем более, что на некоторых камнях-омфалах эта «сеть» с точками между пересечениями, уже была нарисована.

http://s4.uploads.ru/iPKkl.jpg

На рисунках – этрусские омфалы. В «классическом» варианте это «шишка», обвитая змеёй. Но ­­есть и с нанесенными линиями, вроде параллелей и меридианов. Омфалы здесь похожи по форме на делосский и змея присутствует. Камни когда-то стояли на своих местах на земле, а потом стали объектами отдельного поклонения.

Нужно сказать, что чем ближе к нашему времени, тем форма омфала всё больше отходила от «шишки» - римские омфалы уже потеряли сакральный смысл, обросли замысловатыми узорами, превратившись просто в произведения искусства, украшенные золотом и драгоценными камнями, что у последней черты выразилось яйцами Фаберже.

Этруски, по мнению Плутарха, много чему научили римлян, в том числе и искусству строить «священные центры». Строили их на глубоких «колодцах», закрытых камнем – от тех точек прокладывались улицы. Подобные точки этрусские называли «Mundus». Вселенная. Этрусские пришли откуда-то с севера, и где они научились подобному искусству, доподлинно неизвестно. Считали, что у гиперборейцев, местопребывание которых, несмотря на наличие фиксированных связей со срединоземноморьем, не определено.

По преданию Ромул, при основании города, вырыл глубокую яму, которая соединялась со входом в Царство Мёртвых. Её название Мундус Цереры. Священный камень, который закрывал яму, назывался Lapis manalis, «Камень, Который Правит».

Рим, …город, стоящий на входе в преисподнюю… ну кто бы мог подумать.

В общем, если подробно рассматривать устройство подобных оракулов, мы обязательно обнаружим под ними полости, пещеры или подземелья, будь то в Риме, Сиве, Дельфах или… Париже и Лондоне. В одних случаях это ходы в подземный мир, в других – могилы хтонических существ, вроде Пифона или Тифона, а в каких-то и место их обитания. И в этом всём двойственность проявлена в вопросе: в чём более нуждались древние люди, в связях с небом или землёй? С кем говорили, пользуясь этой системой связи?

Схема примерно одинаковая повсюду:

http://s5.uploads.ru/fkZWM.jpg

Отметим - изображение на египетской фреске включает как птиц, так и змей.

Говоря про Париж, я не обмолвился. Подобными камнями, как реперными точками, усеяна вся территория Европы, да и Евразии целиком. Вот пара камней из Ирландии:

http://s4.uploads.ru/UjMZQ.jpg

Слева камень с фермы Turoe. Высота 90 см. Сюда он был перенесен в 1850-х годах из места близ селения Рат, в целях, как отмечают, сохранения от вандализма. И тут же сетуют, что историческая принадлежность к тому месту была уничтожена. Но некоторые историки считают, что ирландцы сами по себе не могли умыслить то, что было известно в отношении «оракулов» античной Европе и определяют происхождение камня как французское. Мол, в кельтские времена его таскали за собой как семейную реликвию. Изготовление камня датируют около 500 г. до Р.Х. Естественным образом, всем хотелось бы знать то место установки камня, для которого он был предназначен. Но, (как и в абсолютном большинстве случаев с подобными артефактами), выяснить это невозможно – они давно сняты со своих мест и перемещены. Это я к тому, что составление карты-сетки расположения «центров планеты», основанное на современных данных местонахождения многих подобных камней, является умозрительным и неточным. Впрочем, гимнастика для ума неплохая.

Что касается резьбы на камне – одни считают, что это примитивное изображение карты земного шара. Другие, (уф.., ну наконец-то! Гусары радуйтесь!) думают, что это мужской половой член, с оттянутой крайней плотью, а спирали -  это потёки спермы, называя эту точку зрения «альтернативной». Так и пишут в энциклопедиях: «Alternatively it is seen as a phallus, the band below the glans representing the rolled foreskin, and the spirals possibly semen».

Вы только представьте себе картинку, как в кельтские времена приверженцы семейных ценностей из Франции тащили на себе пенис почти в тонну весом. Давайте и за них, и за учёных-искусствоведов порадуемся и пойдем дальше.

Камень Castlestrange (на фото справа) до фаллоса не дорос, поэтому его резьбу определяют традиционным ирландским «змеиным» стилем. В Ирландии известно ещё три крупных камня похожей формы, назначение которых официальной наукой не определено.

Отдельно отметим, что эти камни считаются национальным достоянием Ирландии и охраняются законом. Это в отличии от наших, российских узорчатых каменюк, в обилии рассыпанных по лесам и пригоркам. Если где язычество так нещадно подавлялось, а его материальные следы тщательно затирались – то это Россия.

                                                               Символ плодородия.

Разумеется в этом кратком обзоре нельзя умолчать о «лингамах».

http://s4.uploads.ru/xzf8T.jpg

Лингам в переводе с санскрита – отметка, знак. Самые древние индусские образцы мало чем отличаются от египетских, греческих или малоазиатских:  моделировались резьбой, структурно похожей на чешуйки «шишки», служили как геосимволика и объяснялись проявленным здесь образом Вечного Непроявленного Пара-Шивы. Но с течением времени и благодаря богатейшей фантазии индусов форма их становилась всё более вытянутой, и в итоге на верхушке лингама появилась.. гм.. головка мужского члена, первоначально намёком, угадываясь – а затем с натуралистическим откровением. Мол, нате-с.

http://s4.uploads.ru/LA2Xe.jpg

Символ чрезвычайно понравился индусам и его широко распространили, тиражируя в миллионах копий, уже не помня о его настоящем предназначении, и трактуя как «неделимое единство мужского (Шива) и женского (Деви) начал, от соединения которых исходит жизнь». Что выразилось изобразительно, и со всей индусской непосредственностью, в комбинации лингама и йони. «Йони» -  в буквальном переводе означает «влагалище». Чрево, матка. При этом, как ни странно, йони у индусов – это активное начало. А эрегированный член – пассивное.

http://s5.uploads.ru/59uSq.jpg

Искусствоведы здесь берут реванш. Ну, да – есть люди которые поклоняются «фаллическим символам». «Плодитесь и размножайтесь», почему нет? Символ плодородия. Хорошее дело.

Но к нашей теме всё это имеет только косвенное отношение. Вот так, бывает потянешь ниточку, а вытянешь, гм…ну вы поняли.

Далее:

Много о чём. (ч.1)
Много о чём (ч.2).

Дополнение:

В дополнение к теме "Мудрость змеи".

Архивариус.

http://arhivarrus.com/ww2/397-cone.html

+1

5

Разумеется, "озабоченные" фаллосами и вагинами были во все времена. И перестроить сосновую "шишку" в фаллос для них ничего не стоило.
    К сожалению, никто не пробовал рассмотреть атрибут этот, присутствующий на изображениях и статуях Гермеса, как шишку хмеля! Тут поле для размышления было бы интереснее. И возможно, точнее и ближе к правде.
    А в общем, весь материал до того интересен, что переоценить и перехвалить его невозможно.
    Спасибо  огромное автору!

Отредактировано Скала (2013-07-14 11:59:49)

+1

6

Скала

Анатолий, у Андрея Склярова была статья о том, что боги принимали в подношениях вино, как необходимый атрибут для сохранения параметров жизнедеятельности. Возможно, шишка хмеля к этому имеет прямое отношение. На бывшем сайте эта статья была, на этот не перенесена, но если вам интересно -- поставлю, у меня должны храниться все копии материалов, может быть, это даст вам направление для постройки своей концепции...

0


Вы здесь » ПОЗНАЙ СЕБЯ » Гипотезы » Мудрость змеи.