1. Терминология.
Реинкарнация.
От латинского: re – снова, вновь, возобновление, in – в, carnalitas – плоть. В итоге получается воплощение в новую плоть, процесс перехода души из одного физического тела (при его умирании) в другое – нарождающееся – физическое тело. Сам процесс внедрения души в это новое тело называется инкарнацией. Термином “реинкарнация” обозначают и теорию (учение) перевоплощения в восточных религиях – индуизме, буддизме, джайнизме.
В чем же сущность реинкарнации?
После смерти человека некая сущность( душа, разум, сознание) покидает умершее тело и затем переходит во вновь нарождающееся, дав, таким образом, начало новой жизни. Так повторяется много раз до тех пор, пока не наступит для души просветление, пока душа не постигнет Высшую Реальность.
Человек (душа) может прожить несколько жизней: при этом, живя в каждой из них, человек не знает о своих предшествующих жизнях. На сегодняшний день существует специальная техника “регрессия в прежние жизни”. Воспользовавшись этой техникой, можно узнать о своих предыдущих воплощениях.
2. Дети вспоминают свои реинкарнации.
В статье о Далай–Ламе XIV уже говорилось, как в Тибете монахи после “ухода” своего Далай–Ламы, ищут среди детей, родившихся после этого ухода, ребенка, ребенка, в которого воплотился (инкарнировал) дух умершего ламы, поиск идет по определенному ритуалу. В ритуал входит и такое испытание, как опознавание вещей предшественника. Наряду с подлинными вещами ушедшего ламы, ребенку показывают и их точные копии. Ребенок должен безошибочно выбрать подлинники.
Француженка А. Дэвил – Ноэль, много лет путешествовавшая по Тибету, в своей книге “Среди мистиков и магов Тибета” приводит интересный случай, как она лично была свидетелем, когда нашли нового ламу. Как-то А. Дэвил–Ноэль путешествовала с небольшим караваном по внутренней Монголии. При караване находился управляющий одного монастыря, который уже более 20 лет оставался без ламы. Караван как - то остановился на ночлег в стойбище кочевника, все вошли в хижину. Управляющий монастыря, усевшись на полу, достал табакерку с нюхательным табаком. В этот момент к нему подошел десятилетний сын кочевника и строго спросил: “Откуда у тебя моя табакерка?” Так был найден новый лама. Мальчика безоговорочно признали воплощением ушедшего ламы. Когда караван с новым ламой торжественно въезжал в монастырь, ребенок вдруг заявил, что нужно было ехать направо. Оказалось, что раньше там действительно был проезд, но его заложили еще 15 лет назад. Но на этом испытание ребенка не закончилось: в монастыре ему подали ритуальное питье, он отказался взять чашу, заявив, что эта чаша не принадлежит ему, и сказал, где должна находиться его чаша и как она выглядит.
Интересный случай приводит в своей книге профессор медицины Дж. Мишлофа. Это случай с индийской девочкой Сварнлатой Мишер.
“Сварнлата родилась 2 марта 1948 года в семье инспектора районной школы в Чхатарпуре, штат Мадх’ я – Прадеш, Индия. Как–то в возрасте трех с половиной лет она приехала с отцом в город Катни и сделала при этом ряд странных замечаний о доме, в котором она, якобы, жила. В действительности же семья Мишер никогда не жила ближе, чем в ста милях от этого места. Позже Сварнлата рассказала друзьям и родственникам детали своей предыдущей жизни: она утверждала, что фамилия ее была Патхак. Кроме того, ее танцы и песни были нехарактерны для данного района, а сама она обучиться им не могла. В возрасте десяти лет Сварнлата заявила, что новая знакомая их семьи, жена профессора колледжа, была в предыдущей жизни ее подружкой. Несколько месяцев спустя об этом случае узнал Шри Х.Н. Баккерджи с кафедры парапсихологии университета в Джайпуре. Он встретился с семьей Мишер,а затем, руководствуясь указаниями Сварнлаты, разыскал дом Патхаков. Он обнаружил, что рассказы Сварнлаты весьма напоминают историю жизни Бии, которая была дочерью Патхаков и женой Шри Чинтамини Пандая. Бия умерла в 1939 году. Летом 1959 года семья Патхаков и родственники Бии по мужу посетили семью Мишер в Чхатарпуре. Сварнлата не только узнала их, но и указала, кто есть кто. Она отказалась узнавать двух посторонних людей, которых в экспериментальных целях пытались выдавать за ее родственников. Позже Сварнлату привезли в Катни. Там она узнала многих людей и места, отмечая перемены, происшедшие со времени смерти Бии.
Летом 1961 года видный психиатр и исследователь феноменов из Вирджинского университета Ян Стивенсон посетил обе семьи и попытался проверить достоверность этого случая. Стивенсон выяснил, что из 49 заявлений Сварнлаты только два не соответствовали действительности. Она детально описала дом Бии, соседние постройки в том виде, какими они были до 1939 года, описала доктора, лечившего Бию, а так же подробности ее болезни и смерти. Она безошибочно находила среди присутствующих своих давних близких друзей, родственников и слуг, несмотря на попытки сбить ее с толку. Интересно, что в отношениях с “братьями”, которые были старше ее на 40 лет, она вела себя, как старшая сестра. Сварнлата рассказывала и о другом, промежуточном воплощении, в котором она была ребенком по имени Кашлем, жившим в Синкете (Бенгалия) и умершим в возрасте 9 лет. Многие из ее рассказов верно описывают местные географические особенности Бенгалии; выяснилось также, что ее песни и танцы являются бенгальскими, хотя она всю жизнь провела среди людей, говорящих только на хинди».
Приведем случай из книги известного на Западе исследователя Яна Стивенсона “Двадцать случаев, свидетельствующих о возможности реинкарнации”.
Джагдиш родился на севере Индии. В 3-летнем возрасте он стал требовать у своего отца, Сахая, чтобы тот выдал ему его “машину”. Поначалу никто не мог понять, в чем дело. Но потом выяснилось, что Джагдиш говорит о предыдущей жизни. Отец мальчика стал записывать высказывания сына. Со временем Джагдиш пояснил, что машина находится в доме его отца, которого он называл Бабу (или Бабуджи) и который якобы жил в Бенаресе. Он рассказал, что дом обнесен оградой и у ворот дежурит охранник. В доме есть подвал, а в нем сейф в стене. От дома ведет лестница прямо к Гангу. По его словам, фамилия его прошлого отца была Пандей и у него были жена, которая умерла, и два сына. Сахай никогда не бывал в Бенаресе, но описал рассказы сына в письме, которое опубликовала местная газета. Вскоре Сахай получил ответ из Бенареса от городского служащего, который утверждал, что хорошо знает Бабуджи Пандея и готов подтвердить точность описаний Джагдиша. Сахай также узнал, что один из сыновей Пандея, Джай Гопая, умер еще ребенком несколько лет назад.
13 августа 1926 года Сахай привез сына в Бенарес, и ребенок показал ему, где находится его “родной” дом, а также без посторонней помощи опознал несколько родственников. “Мальчик спустился к Гангу, который узнал издалека. Он дважды окунулся в реке с помощью панды (служителя), которого тоже сразу же узнал. Его совершенно не смутила полноводная река, которая с шумом катила свои воды. Он вел себя так, словно уже не раз видел Ганг в августе. Панда предложил ему листок бетеля, но мальчик отказался, сказав, что он не может принимать никаких подношений от того, кто ниже его по положению”. Сахай говорит, что мальчик не мог еще знать о подобных обычаях из своей теперешней жизни, и он никогда еще не был в большой реке. Джагдин унаследовал не только воспоминания, но и манеру поведения из прошлой жизни. Он предпочитал пищу, приготовленную в соответствии с традициями браминов, хотя сам происходил из более низкого сословия и не мог знать о традициях браминов. Кроме того, он часто просил бханг, опьяняющий напиток, с которым в этой жизни был незнаком.
Вот еще один интересный случай из практики Стивенсона о Викторе Винсенте. Этот случай не только подтверждает существование реинкарнации, но также свидетельствует о том, что некоторые люди перед смертью знают, кем они придут в свою следующую инкарнацию. И этот случай не единичен. В специальной литературе вы можете встретить случаи о том, что некоторые просвещенные знали, кем и когда они придут в следующую свою жизнь. Некоторые из них оставляли письменные свидетельства, которые было указано вскрыть через определенное количество лет. Когда эти письма-завещания вскрывали, то узнавали, когда и где инкарнировал просвещенный. И по указаниям письма, его находили уже в новом рождении.
“Виктор Винсент принадлежал к индийскому племени тлингит, населявшему один небольших островов у южного побережья Аляски. Умирая в 1946 году, он сообщил своей любимой племяннице Корлис Чоткин, что вскоре возродится в облике ее следующего сына и что она узнает его по двум шрамам, которые ребенок унаследует от него. У Винсента был лиловый шрам на спине – след от хирургической операции, и еще один шрам поменьше – у переносицы. Полтора года спустя миссис Чоткин родила сына Корлиса, у которого имелись две родинки именно там, где у Винсента были шрамы. Разглядывая шрам - пятно на спине ребенка, доктор Стивенсон обратил внимание, что сбоку виднелись точечки, напоминавшие следы от швов при операции. Когда ребенок подрос, появились новые признаки перевоплощения. Он узнал людей, с которыми был знаком Виктор, рассказывал случаи из его жизни, о которых ему никто не сообщал, заикался, как Виктор, а также с малых лет проявлял способность неплохо чинить разные моторы, чем в свое время славился Виктор. Правда, возрастом его воспоминания о прежнем существовании делались все менее отчетливыми. Когда Стивенсон снова посетил его в 1972 году, Корлис, которому уже было двадцать с лишним лет, забыл почти все, что знал о Викторе, хотя очень многое в его облике напоминало двоюродного деда”.
Приведем еще один случай профессора Стивенсона, который относится к детям и реинкарнации.
Когда Пармоде Шарме, мальчику, родившемуся в семье профессора в штате Уттар Прадеш, Индия, было два с половиной года, он говорил матери, чтобы та не готовила еду, так как у него есть жена в Морадабаде. Мальчик утверждал, что является одним из “Братьев Мохан” и что владеет другим магазином в Сахаранпуре. Он стал проявлять необычный интерес к кондитерским изделиям в магазине. Он вспомнил, как в прежней жизни заболел, объевшись творогом, и умер в ванной. Профессор Стивенсон выяснил, что никто из семьи мальчика не знал никого по имени Мохан. Не удостоверившись этим, Стивенсон поехал в Морадабад и нашел кондитерский магазин, которым управляли братья Мохан, у них он выяснил, что они владеют таким же магазином в Сахаранпуре. Он узнал, что их брат Пармананд, умер от болезни желудочно-кишечного тракта. Но не в ванне, как говорил мальчик, хотя ванна имела отношение к смерти. Пармананд Мохан как раз перед самой своей смертью принимал лечебные ванны в связи с больным аппендицитом.
Можно привести еще много случаев о детях, вспоминающих свои реинкарнации. И из этих случаев можно заметить, что большинство этих детей родились в Индии. Почему именно в Индии дети чаще всего вспоминают о своих предыдущих реинкарнациях? Как уже говорилось, индуистская философия о перевоплощениях насчитывает более 5 тысяч лет, и она базируется на принципе множества последовательных жизней души. При этом душа остается неизменной, но тело и условия жизни меняются. Зачем же душа вновь и вновь рождается на Земле? Душа имеет цель, и цель этих воплощений – очищение души, поскольку только чистые души могут жить в тонких мирах. Тонкие миры – это высшие духовные миры. Как вы могли заметить, меняется тело души, но не меняется ее пол. Из этого может следовать, что каждая душа имеет свой постоянный определенный пол – или мужской, или женский. Из этого можно также предположить, что после очистки души уходят в Высшие духовные миры с определенным полом, и что в Тонких мирах есть души женского и мужского пола.
Как вы могли заметить, дети из Индии (и не только Индии), вспоминающие о своих предыдущих воплощениях, вновь воплощаются в Индии. В статье «Правда о пси-явлениях и пси-энергии» за 01.02.2008 г. я уже говорила о своем предположении, что по всей вероятности, при выходе астрального тела из тела физического каждый находит то, что желает увидеть, или желает (правильнее будет сказать – знает) подсознательно на протяжении всей своей жизни. Это мое предположение относится не только к «путешествиям» при клинической смерти, но также и к самой смерти и последующему воплощению. Я упомянула о «путешествиях» при клинической смерти. Оказывается, самая большая статистика, доказывающая существование жизни после смерти, собрана врачами и учеными именно на основе переживаний людей, перенесших клиническую смерть или пограничные с ней состояния. Кое-что о клинической смерти и переживаниях людей уже говорилось в нашем журнале. Прошло время осветить этот вопрос шире.
II. СГС – случаи, граничащие со смертью.
Продолжая разговор о реинкарнациях, мы все больше узнаем о них. И цель нашего познания в том, что чем мы больше будем знать об этом вопросе, тем мы ближе с вами будем к постижению космических законов и космического сознания. Говоря об реинкарнации, нельзя обойти стороной такой опыт внетелесного существования, как случаи, граничащие со смертью. Не только Раймонд Моули, но и такие исследователи как Ф.Шуммайнер, Э. Кюблер-Росс, Дж. Рендлз, П. Калиновский, К. Ринг и другие исследователи данного феномена собрали не одну, а много сотен документально подтвержденных случаев. Анализируя эти случаи, можно поставить определенные вопросы и попытаться на них ответить.
1. Почему многие люди верят в жизнь после смерти?
Продолжаем ли мы жить после смерти своего физического тела? Этот вопрос испокон веков занимает умы многих людей. Почему же человек так этим обеспокоен: умрет он совсем или будет жить, пусть даже в ином качестве? По всей вероятности потому, что люди не хотят умирать. Почему не хотят? Потому что человек не хочет в одночасье лишиться всего того, что его окружает. А поскольку с другой стороны человек знал, что это неизбежно, то в силу психологической защиты, и возникала спасительная мысль: а может, есть другая жизнь? И брал человек с собой в тот мир вещи из этого мира, которые в этой жизни были для него привычны, и которые могли пригодиться и там, в так называемом «потустороннем» мире. И брали он не только вещи, но и своих жен, наложниц, слуг, домашний скот.
Большие захоронения людей были найдены при вскрытии погребений фараонах. Но это не исключение: при раскопках курганов скифов также были найдены большие захоронения людей при скифских вождях и правителях; некоторые из них насчитывают около сотни, а есть и до 400 захоронений. Правда, скифам далеко до фараонов. В пирамидах Египта было найдено до полутора тысяч, как предполагают, заживо погребенных людей. Так, через «механизм психологической защиты», неосознаваемой, не ощущаемой людьми, ученые объясняли веру людей в жизнь после смерти. Но вот, что удивило ученый мир: стали появляться сообщения, что жизнь после смерти продолжается, что тот другой, «потусторонний» мир действительно существует.
2. Насколько распространен феномен предсмертного опыта?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к статистике.
Исследования Института Гэллапа показали, что примерно 3% населения США знакомо лично с явлением клинической смерти. Среди них от 9 до 32% свидетельствовали о различных элементах предсмертного опыта, которые они ощутили. Доктор Ф. Шуммайнер – 1000 опрошенных им людей, перенесших клиническую смерть, 60% помнили и могли рассказать о своем предсмертном опыте.
Доктор К. Ринг из 102 опрошенных им людей, перенесших клиническую смерть, у 42% выявил предсмертный опыт
Доктор Дж. Рендлз считает, что предсмертный опыт в полной форме можно выявить у 10% перенесших клиническую смерть. Статистика вещь упрямая – это конкретные факты, и присутствие этих фактов заставило включиться в исследовательскую работу ученых из академической психологии. Результаты этих исследований можно найти в респектабельном академическом учебнике по психологии Годфруа, «Что такое психология», в котором говориться, что «из более чем 200 человек, опрошенных после клинической смерти, около 50% заявили, что у них были переживания, подобные описанным в книге Моуди. Более трети из них сообщали о «пребывании вне собственного тела»; 25% говорили о том, что перед ними прошла вся их жизнь, более половины – что видели «свет», в который многие «вошли»».
Я не случайно отмечаю этот момент, это сообщают представители традиционной психологии, а не парапсихологии, это уже их статистика. Представители традиционной психологии пришли к выводу: все, что видели люди в предсмертном опыте существует вне их психики. Ранее же они утверждали, что эти явления связаны с психикой людей, и большинство психологов случаи, граничащие со смертью, считали «путешествиями» сознания и подсознания, т.е. отражением представлений людей о смерти. И относилось это к явлению нашего культурного наследия, несмотря на то, что это было записано в психике людей как реальные события. В 1980 году кардиолог Макл Сабом, чтобы опровергнуть открытие Моуди и подтверждения этого открытия другими, исследовал пациентов, переживших инфаркт, и результатом его исследования стала книга «Воспоминания о смерти», еще одно классическое исследование случаев, граничащих со смертью.
3. Модель предсмертного опыта.
Как же описывают свои «путешествия» и ощущения люди, перенесшие клиническую смерть?
У исследователей предсмертного опыта многие элементы повторяются, поэтому их можно представить в виде обобщенной модели. Потеряв сознание в результате, например, травмы или сердечного приступа, человек сначала пугается, что он умер, у него наступает агония. Но вдруг он начинает осознавать, что, во-первых, он жив, а во-вторых, начинает испытывать состояние покоя и блаженства; «… он слышит, как врач или другой человек говорит, что он умер. Тогда человек начинает слышать звон или дребезжащий звук (иногда жужжание – прим. А.С.) и в тоже время чувствует, что он идет по длинному и темному тоннелю». Он начинает видеть себя вне своего тела, видит и понимает все, что происходит вокруг: что говорят и что делают медики. Он делает попытки вступить с ними в контакт, но эти попытки безрезультатны. «Через некоторое время он успокаивается и начинает осознавать свое новое состояние. Ему кажется, что у него до сих пор есть тело, но возможности этого тела совсем не такие, как у тела физического. Очень скоро подобные тела приходят ему на помощь». Могут появиться «духи» умерших родственников или друзей, нередко перед ним проявляется неизвестное создание (или несколько созданий), окруженное «аурой любви».
Человек вступает с этим светящимся существом в контакт, и по инициативе которого перед человеком, как на киноленте, проносятся картинки из его жизни с нравственной оценкой тех или иных событий. В определенный момент человек ощущает, что приближается к некой грани, переступив которую не будет возможности вернуться назад. Но он начинает осознавать (или ему это говорят светящиеся существа), что он не все еще сделал на земле, он видит и то, что родственники зовут его обратно. Иногда он противиться возвращению, опьяненный всепоглощающим чувством любви, покоя и блаженства. Но, несмотря на сопротивление, он возвращается в свое тело и к жизни…
Затем, когда человек хочет рассказать о том, что пережил, ему не удается подыскать подходящих слов. Некоторые люди не верят его рассказам. Но, как бы там не было, этот предсмертный опыт глубоко меняет его понимание смерти, и отношение к собственной жизни уже не будет таким, каким оно было раньше.
Изучая это явление, Моуди разбил такое «путешествие» на ряд четко разделяющихся этапов, которые участники СГС проходили после клинической смерти:
1. Ощущение безмятежности и глубокого покоя.
2. Отделение «духовного тела» от тела физического.
3. Вхождение «духовного тела» в некую сумеречную область, почти всегда описываемую как тоннель.
4. Часто появляется свет в конце тоннеля.
5. Попытки войти в этот свет, оберегаемый какими-то существами, чтобы вступить в свою последующую жизнь.
Пять этапов, выделенных психиатром Моуди – это базовая модель СГС.
Согласно некоторым статистическим исследованиям, количество людей, проходящих через все 5 этапов, сокращается по мере перехода от одного этапа к другому:
Первый этап СГС охватывает 60%;
Второй – 37%;
Третий – 23%;
Четвертый – 16%;
Пятый – 10%.
Случаев классического перемещения по тоннелю (третий этап) очень мало, поскольку для достижения этого состояния клиническая смерть должна длиться несколько минут.
Итак, во многих случаях человек, оказавшийся в состоянии клинической смерти, в определенный момент чувствует, как один или несколько человек возвращают его к жизни. Это может быть его любимый человек, и умирающий видит (или представляет), как тот страдает. Часто в рассказах участников СГС речь идет о врачах, реанимирующих больного.
За многие годы исследований были даны разные объяснения этим путешествиям. Видения могли быть вызваны физическим состоянием человека, попыткой его психики противостоять страху смерти. В последних исследованиях было выдвинуто предположение, что определенная доза наркотического вещества кетамина, применяемого при анестезии, может вызвать ощущения, связанные с этими явлениями и также путешествиями вне тела.
Доктор К. Ринг создал Международную ассоциацию изучения явления клинической смерти, способствующую исследованию подобных явлений. Исследователи К. Осис и Э. Харалдсон в 1981 году, исследовав 442 случая клинической смерти в США и 435 случаев в Индии, пришли к выводу о независимости элементов предсмертного опыта от индивидуальной психики. Иначе говоря, что на характер видений в предсмертном опыте не влияет различия в культуре и религии. Но, прочитав много случаев о клинической смерти, я считаю, что видения есть все - таки результат индивидуальной психики, т.е. культура и религия определенным образом сказываются, и это все записано как на сознательном, так и на подсознательном уровнях человека.
Одно можно сказать однозначно, что при «клинической смерти» происходит выход астрального тела из тела физического. А то, что помимо физического тела человека существует еще и астральное, думаю, мало кто будет отрицать. Астральное тело есть и у животных. Именно астральное тело животного после его смерти (иной раз зрительно уплотненное до физического) порой видят люди.
Потеряв сознание во время травмы или болезни, т.е. в бессознательном состоянии человек осознает себя, многое видит и слышит. В бессознательном состоянии он не чувствует боли, не ощущает страха и тревоги. Астральная проекция во время клинической смерти мало чем отличается от так называемой «чистой» астральной проекции. Мы уже с вами знаем, что астральная проекция, т.е. отделение тонкого тела от его физического тела может быть вызвана не только клинической смертью, но и другими причинами, а также некоторые люди могут и делают это осознанно. Но при клинической смерти присутствуют элементы, которые доктор Моуди назвал элементами предсмертного опыта.
Отметим те элементы, которые практически отсутствуют при чистой астральной проекции:
- ощущение движения через темный туннель к свету;
- встреча с умершими людьми (и не только близкими людьми);
- перед человеком разворачиваются картины его прошлой жизни;
- он оказывается перед некой гранью, которую ему нельзя переступить, и он возвращается в свое физическое тело.