Итак, недостатки окраски деталей на литнике:
после нее мы уже не сможем обрабатывать детали, в т.ч. выравнивать их торцевые поверхности,
для склеивания деталей нам придется снимать краску, т.к. клей будет ее растворять, но наличие краски в шве сделает его не прочным,
при попадании на окрашенную поверхность клея, он растворит краску и оставит след, который можно удалить только заново покрасив деталь,
нужно будет подкрашивать швы между деталями, там где их не должно быть видно, подкрашивать следы питателей,
нужно тщательно высушить краску, чтобы при склеивании пальцы не оставляли на ней следов,
краски-спреи содержат много растворителя, который частично растворяет пластик, при этом неколько скругляет углы между поверхностями, спреи ложатся достаточно толстым слоем, что еще более скругляет углы,
Словом во многих случаях так лучше не красить, если есть другие возможности.
Также можно собрать трансмиссию без колес, т.к. она остается черной, затем нужно красить шины и ступицы колес до сборки. После этого на литниках останутся детали подлежащие окраске. Теперь нужно уточнить по номерам(!), какие детали должны быть окрашены голубым и с каких сторон, и замаскировать оставшиеся на литниках неокрашиваемые детали. После этого окрасить детали и кабину с кузовом.
Собрать колеса и установить их на раму. Наклеить декаль – номер на бампер, далее покрыть трансмиссию матовым лаком. О сборке и окраске колес стоит добавить, что моделисты сначала собирают колеса, затем шлифуют поверхности шин обращенные к дороге, т.к. они должны быть более плоскими и только после шлифовки окрашивают. Я также немного по шлифовал, но после первой покраски, а затем красил протекторы еще раз, т.е. первый раз можно было не красить. Замечу, что я окрасил голубым колпаки ступиц, в отличие от прототипа, там они черные, это хорошо видно на фото.
Собрать кабину и установить ее, возможно потребуется рассверлить посадочное отверстие в детали А49. Установить кузов и оставшиеся детали – запасное колесо в обойме, канистру, детали заднего крыла.
Не установленными остаются самые хрупкие детали кабины – зеркала заднего вида, прожектор, воздухозаборник. Их мы приклеим в последнюю очередь, после наклеивания декалей. О наклеивании декалей написано в обзоре модели. Опаньки, а здесь еще один известный финт из инета – слепая ссылка, т.к. в обзоре написано, что подробно о наклеивании декалей будет далее. Очень просто, до «далее» - описания технологий сборки, речь дойдет еще не скоро.
Это кратко предлагаемый алгоритм сборки. На его основе можно составить спецификацию требуемых дополнительных элементов, материалов и инструментов. Представить расклад времени сборки и т.п.
Для чего нужны алгоритмы, спецификации? Кроме указанных выше алгоритма окраски и проблем с неточностью изготовления деталей кита, следует учесть – в наборе нет никаких запасных деталей, если хоть одна деталь будет утеряна или повреждена в процессе сборки, то заменить ее будет нечем, пока не сделаете новую деталь. А всего в наборе 101 малюсенькая деталюшечка! Если их все сразу отрезать и перемешать, то без инструкции собрать из них модель будет вообще нереально.
Инструкции, спецификации, технологические карты и т.п. придуманы для облегчения описания техпроцессов и последовательности выполнения работы. Кроме того они удобны при описании тем, что не нужно расписывать приклеивание каждой из 100 деталей, достаточно описать одну операцию приклеивания. Обратная сторона удобства – утеря точности, разные детали приклеиваются по разному!
Например, вклеивая стекла, не следует наносить клей на внутренние стенки отверстий под них. Т.к. вставляя стекло изнутри мы неизбежно коснемся этих стенок его лицевой поверхностью, и клей тут же оставит на ней трудно удаляемые следы.
Разбивка процесса изготовления на блоки и подблоки нужна для обобщения однородных операций в группы и создания точек контроля качества. У нас это сборка трансмиссии, сборка, окраска и установка колес, сборка кузова, окраска трансмиссии, кузова и деталей кабины, сборка кабины, установка кабины и кузова, наклейка декалей и финальные операции.
В каждой точке можно проверить качество сборки: правильность соединения деталей, параллельность / перпендикулярность / горизонтальность / вертикальность и т.п. соответствующих плоскостей (рамы, колес, кабины кузова и т.п.), равенство углов, совпадение линий и меток расшивки на деталях. Качество склеивания – по отсутствию залитых клеем элементов, отсутствию щелей в швах и т.п.
Типовые операции сборки. Операциями будем считать законченные технические действия. Я не стану углубляться в филомудрости по поводу того, что же считать законченным действием, полагаюсь на то, что Вы либо понимаете так или иначе, о чем идет речь, либо читаете других авторов.
Сразу перейдем к примеру: Подблок приклеивание детали.
Включает операцию подготовки детали (деталей) к склеиванию и операцию склеивания. Сюда же может входить дополнительно удаление излишков клея.
Подготовка детали (операция):
Найти деталь с нужным номером на литнике и отрезать ее. Отделяя деталь мы должны ее аккуратно отрезать не повреждая. В простом случае это делается модельным ножом, в нашем случае офисным.
Хотя рекомендуется деталь отделить от литника специальными кусачками и в два приема – сначала питатели литника можно обрезать на расстоянии 0,5 – 1,5 мм от детали, а затем отделяется деталь и зачищаются пеньки питателей оставленные при отрезании. Такой двойной рез, по мысли авторов, должен уменьшить вероятность повреждения детали.
В действительности этот момент спорный даже при использовании специального инструмента. Которого у меня нет, а Вы, если твердо решили заняться именно пластиковым моделизмом, можете его приобрести. Поэтому начиная описанным выше образом, нужно научиться отделять детали с простыми креплениями за один прием. Например, крепления по углам отрезаются движением от центра детали – так меньше вероятность ее повредить. Если Вы работаете правой рукой – начните с правого нижнего крепления / угла, затем переходите к верхнему. Не забываем, мы строим игрушку, и нам не нужно применять силу! Отрезав правые крепления поверните литник и снова отрежьте в том же порядке оставшиеся. Если же на детали много питателей и / или они располагаются в труднодоступных местах – вспомните общую рекомендацию и отрезайте с пеньками, а потом их зачистите. И не забудьте об эффекте последнего крепления – при перерезке последнего питателя деталь уже ничем не удерживается. Она может не только выскочить в форточку, но и повернуться так, что попадет под лезвие ножа, поэтому ее нужно придерживать.
Зачистку облоя я выполняю тем же ножом, чего начинающим делать не рекомендуется, чтобы не повредить деталь (я все-таки работаю резцом более 10 лет, мне уже можно). Облой – пластиковый муар на границе стыка половинок пресс-формы. При покупке нужно убедиться в его отсутствии в большом количестве. Тогда придется зачищать максимум несколько деталей. Зачистку облоя лучше всего выполнять наждачной бумагой от 600 до 1200 д.п.и.
Д.п.и (dot per inch) – количество точек т.е. песчинок на квадратном дюйме шлифовального покрытия. Использовать надфили для зачистки нельзя – они слишком грубые, можно испортить деталь за один проход. Так же нельзя использовать наждачную бумагу русской маркировки, т.н. нулевку (000, 10, М40 и т.п.) – это слишком грубая бумага.
Кроме питателей срезают и зачищают следы толкателей, утяжки и т.п. нештатные особенности деталей. Позже я расскажу и о том, как бороться с ними малыми средствами.
После очистки деталь готова – следует так же подготовить все детали которые будут склеиваться за один раз.
Операция склеивания:
Примерить деталь. Она должна плотно прилегать склеиваемой поверхностью и попадать в условные риски и т.п. отметки позиционирования детали.
Равномерно смочить тонким слоем клея обе склеиваемые поверхности – первой как правило большую деталь или ту, которую удобно положить на стол склеиваемой поверхностью вверх, чтобы она не приклеилась к нему, пока мы готовим другую деталь. В отдельных случаях удобно склеивать три и более детали. Рекомендуемый здесь клей позволяет это. Если Вы пользуетесь другим клеем, например клеем «Звезда», то он быстро сохнет и нужно будет спешить, что скажется на качестве работы.
В течение 1 – 2 минут прижать детали друг к другу и оставить не менее чем на 10 минут. При необходимости зафиксируйте место соединения соответствующими зажимами или лентами. Не следует использовать скотч и подобные материалы – клеящий слой которых плохо удаляется с пластика – так легко испортить детали.
Для удаления остатков клеящего слоя скотча, малярной ленты, изоленты и т.п потребуется большое количество растворителя, который еще легче растворяет полистирол, т.е. саму деталь. Один – два раза такой финт может пройти, но однажды с гарантией получится липкое болото, которое очень трудно удалить, а устранять последствия придется до 2-х суток. Можно пользоваться специальной лентой Tamiya, но она дорога.
Выждать час до затвердевания клея. В это время можно приклеивать другие детали не нарушающие данное соединение.
В результате склеивания через сутки прочность шва будет примерно такой же как и прочность целого куска пластика. Поэтому отклеить деталь уже не получится – например, растворитель будет не клееное соединение растворят,ь а пластик, т.е. детали.
Изучение свойств материалов, инструментов и приобретение навыков. Если какая либо операция нам неизвестна, или совет кажется спорным, мы можем тренироваться на литнике – сделать пробные склеивания, выкраски и т.п. на рамке литника. Отрезая от нее кусочки можно тренироваться их склеивать.
Начало работы, подготовка рабочего места.
Требуемые основные материалы:
Набор деталей – кит. Так выглядит рисунок на лицевой стороне коробки с набором деталей, фото в данном разделе взяты с сайта магазина: model-lavka*ru и др. При покупке нужно убедиться в комплектности и исправности деталей и отсутствии облоя, недолива и т.п. Можно проверить и качество декалей – за время перевозки они могли склеиться с чем либо.
Клей Tamiya Cement for plastic – один из лучших клеев для сборки полистирольных китов. Когда я пришел покупать клей, то спросил Revell – у него носик с игольчатой трубочкой, как на шприце. Такого клея не оказалось, продавец предложил мне Tamiya Cement и сообщил – он с кисточкой!! Я не знал, что это за волшебная кисточка, но поверил и купил. Теперь я пользуюсь только этим клеем, потому что он с кисточкой! И передаю Вам – при небольшом навыке, кисточка позволяет наносить именно столько клея сколько его нужно, без капель, потеков и т.п. Для этого достаточно не забывать промокнуть кисточку о горлышко флакона, для удаления излишков клея.
Со временем клей подсыхает, незаметно становится более вязким – и кисточка вовремя укажет Вам, что пора купить новый флакон – она станет засыхать и перестанет выполнять свою функцию.
Модельный клей фирмы «Звезда» без кисточки и несколько быстрее засыхает, его приходится наносить шпателем и т.п., что ограничивает его применение – большие детали им склеивать трудно, т.к. нужно спешить.
Краски Tamiya:
TS-54 – спрей, эмаль голубой металлик в баллоне емкостью 100 гр. (на фото аналогичный баллон с матовым лаком) – цвет крышки указывает цвет краски, у TS-54 будет голубая крышка.
XF-2 – белый матовый – здесь используются эмалевые или алкидные краски (enamel paint), см. ниже на фото лака X-22. Будьте внимательны при покупке – акриловые краски выпускаются в теми же наименованиями, т.е. бывает и XF-2 – эмалевая и XF-2 – акриловая. Эмали продаются в квадратных флаконах, как на фото лака ниже, акриловые краски в круглых. Краски продаются готовыми для покраски кистью! Это важно, не придется их разбавлять.
Краски «Звезда», увы нужно разбавлять «под кисть» приблизительно вдвое. Это только кажется, что их при этом станет в два раза больше. Растворитель, которым Вы приметесь разбавлять краску растворяет пластик! Поэтому, разбавленная краска может сохнуть более суток, тогда как готовая к употреблению – пару часов.
XF-1 – черный матовый, X-6 – оранжевый, XF-7 – красный матовый. XF-16 – серебристый / алюминиевый.
Сиденья в кабине покрашены в коричневый цвет краской Ржавчина-супер фирмы «Звезда», перед покраской ее нужно развести под кисть растворителем.
Лаки:
Я использовал художественный финишный матовый лак-спрей: All purpose Matt Varnish Winsor&Newton (Art&Craft). Когда у меня закончится этот баллончик, я куплю другой лак и расскажу о его свойствах. Употребляется для финишного покрытия картин, т.е. не «поднимает» алкидные и акриловые краски при нанесении, поэтому удобен для финишного покрытия. Возможно модельный матовый лак лучше, но для его нанесения нужен известный аэрограф. Попытка нанести его кистью может привести к матовым следам на поверхности – разводам похожим на изморозь на стеклах.
X-22 – глянцевый лак.
«Futura» – глянцевый акриловый лак, американское средство для натирки пола, продается в Америке и литрами – поэтому у нас она дорого стоит. Мне точно не известно ее название, мне ее просто отлили в маленький пузырек. Можно поискать в Яндексе.
Растворитель №4 пинен, иногда рекомендуют №2 – уайт-спирит, считается что они аналогичны в данном применении.
Металлическая проволока диаметром 1 мм – 3 см для замены оси А38.
Требуемые основные инструменты:
Нож офисный 9 мм – 0,39 мм с запасными лезвиями OLFA, 9 мм – ширина лезвия, 0,39 мм – толщина. Это самые тонкие ножевые лезвия, что требуется при отрезания деталей с литника и в других случаях. Удобно и то, что они сменные и с обламываемыми сегментами. Если нет лезвий OLFA – купите другие, будете чаще их обламывать и менять.
Пинцет (лучше 2!) – у меня как и у многих занимающихся инструментальной деятельностью, есть эсклюзивные инструменты, один из них – пинцет. По виду это обычный косметический пинцетик, но он кроме удобства пользования и других преимуществ, он выполнен из очень твердого металла. Чтобы найти т.н. «свой инструмент», нужно долго работать с ним и подбирать, а пока лучше использовать два пинцета – один медицинский, длиной от 15 см., а другой косметический – это два разных типа пинцетов!
Для работы с пластиком лучше «мягкие» пинцеты – нам не нужно применять силу. Как выглядят медицинские пинцеты Вы наверное представляете, пример «косметического» ниже – пинцет Tamiya, его можно приобрести в модельном магазине, дорого или аналогичный на рынке дешево, у меня второй пинцет именно с рынка, но он очень «слабый».
Наждачная бумага 600 – 1200 д.п.и. Лучше обоих номиналов, в строительных магазинах наждачная бумага стоит дешево. Она ничем принципиально не отличается от продаваемой дорого в модельных магазинах.
Игла толщиной 0,5 мм – можно взять бисерную.
Кисти художественные мягкие – «пони» №1, №2 – художественные кисти нам нужны для окрашивания, поэтому можно брать самые дешевые в требуемой категории. Дорогие кисти известных производителей используются для портретной живописи, нам это их свойство не важно.
Так же к основному я отношу инструмент аналогичный художественному мастихину (мастерок). У меня его роль много лет исполняет шлицевая отвертка со сглаженными углами и отполированной поверхностью (той же наждачной бумагой 1200), чтобы не царапала пластик ни одной гранью(!). Инструмент используется при смешивании красок, для нанесения и удаления клея и т.п. реактивов на детали.
Тонкая стальная спица или отрезок проволоки диаметром 1 – 1,5 мм используется при смешивании малых порций краски, для точного позиционирования деталей при склеивании и т.п. Ею же проверяются и очищаются отверстия.
Здесь далеко не полный перечень всего, что может потребоваться при работе, но остальное можно найти по мере потребности в домашних условиях. Разумеется начиная первую модель я не покупал на 1000 р. красок и на большую сумму инструментов, и Вам не советую. В зависимости от выбранного варианта окраски выберите 2 – 3 краски – например подкрасить красной или оранжевой краской точечки огней можно и через год – нет необходимости сразу тратиться на соответствующие краски. Можно не красить в серый цвет шины и сэкономить еще на двух красках. Наконец, если Вы не будете красить, Вам не нужны и две кисти. Но одна потребуется для нанесения лака под декали.
Я ничего не написал о специальных кусачках для выкусывания? А у меня их нет. Если Вы решили их купить – пройдите по ссылкам магазинов и найдите сами, это можно считать домашним заданием для моделистов, остальным же кусачки не нужны.
Здесь должны быть еще 2 раздела об окраске и заделке щелей, утяжек и т.п. Они будут позже, примерно в ноябре, по мере написания материала.
По ссылке ниже, можно посмотреть 4 части статьи о сборке самолета F-15, там есть фото материалов, инструментов и процесса сборки модели:
Scalemodels*ru/articles/5902-Tamiya-1-32-F-15E-Eagle---chto-emu-stoit-igl-postroit----chast-1.html – (не забудьте звездочку заменить точкой) (эта ссылка на первую часть, остальные найдите там же сами, или пишите найду остальные ссылки) перевод блога (или статьи - как угодно) японского моделиста Масы Нарита (Masa Narita) о постройке модели самолета F-15E Strike Eagle фирмы Tamiya в масштабе 1/32
26.08.2013 Удачи! Да пребудет с Вами Сила! Элличка.
Отредактировано Elleanelle (2013-08-29 15:44:19)